Выпуск  № 037  от  27.02.2013
Рок-звезды галантного века
Полина ВИНОГРАДОВА

В Ледовом дворце показали фрагменты французской рок-оперы «Моцарт». На афишах значилось: Le concert, то есть концертное исполнение.

На мировых сценах спектакль о жизни Вольфганга Амадея Моцарта на музыку Жан-Пьера Пило и Оливье Шультеза впервые был показан в сезоне 2009/2010. С тех пор он входит в десятку самых кассовых мюзиклов в мире, но в нашей стране не так известен, как более ранние достижения в области французских мюзиклов «Нотр Дам де Пари» или «Ромео и Джульетта».

Вкратце сюжет, как он изложен в либретто, таков: деспотичный архиепископ Иероним граф Коллоредо возненавидел Моцарта и его музыку. Он заслал своих гонцов к знатным вельможам Европы, дабы призвать их не принимать композитора на службу. В Мангейме молодой Моцарт познакомился с семейством Вебер и влюбился в старшую дочь Алоизию. Далее, не смея ослушаться отца, он уехал в Париж, где разрушились его мечты о славе и о любви. Он узнал, что Алоизия вышла замуж, вернулся на родину, наконец-то получил заслуженный успех, женился на Констанс Вебер, младшей сестре своей возлюбленной. Тем временем завистник Антонио Сальери и граф Розенберг строили козни. Моцарт получил от незнакомца в маске заказ на реквием и понял, что его час настал. Раскаявшийся Сальери пришел к умирающему Моцарту, чтобы предложить помощь, но опоздал. Моцарт умер в нищете.

К сожалению, петербургским зрителям не пришлось следить за развитием истории о любви и предательстве. По техническим причинам показывать полноценные версии мировых мюзиклов у нас невозможно. Постановочная команда вместе с артистами оригинального состава привозят костюмы и оркестр. За дирижерским пультом – неизменный маэстро Ги Сент-Онж (10 марта ему предстоит вернуться в Петербург, чтобы продирижировать концертной версией мюзикла «Нотр Дам де Пари»). Костюмы артистов «Моцарта» стилизованы под XVIII век, прически и грим – как у звезд глэм-рока. От благозвучных мюзиклов эту рок-оперу отличают длинные инструментальные пассажи, гитарные соло и громкие басы.

Даже в усеченном варианте судьба несчастного Моцарта вызвала слезы у большей части впечатлительных фанаток темпераментного итальянца Микеланджело Локонте, сыгравшего главную роль (певец и композитор Локонте получил прозвище Микеланджело за увлечение музыкой, поэзией и живописью).

Кто смотрел знаменитый фильм Милоша Формана «Амадей» по пьесе Питера Шеффера, помнит, что там главная тема – отчаяние Антонио Сальери, вступившего в своего рода схватку с Богом. Судя по всему, авторы рок-оперы задумали воплотить подобный конфликт, но музыкальными средствами. Французский актер Флоран Мот, исполнивший роль Сальери, дьявольски красив. Тридцатилетний артист сыграл полного энергии и творческих сил человека, для которого самое страшное в жизни – забвение и одиночество. Создатели зрелищной постановки хотели заставить публику размышлять о двойственной природе зла, о непоправимых ошибках, на которые толкают зависть и самолюбие, что само по себе похвально для продукта, рассчитанного на массового зрителя.

Надо сказать, что композиторы Жан-Пьер Пило и Оливье Шультез самые удачные песни написали именно для Сальери. Один из самых запоминающихся номеров всего действа – «Убийственная симфония» в исполнении Флорана Мота.

Микеланджело Локонте показал гениального Моцарта не менее трагической личностью, жертвой деспотичных властей. Он явно опытнее и рассудительнее того пылкого вундеркинда, каким принято представлять автора «Волшебной флейты». Яркий и самобытный итальянец сыграл Моцарта рок-звездой, бунтовщиком («Бунтовщик» называется его первая ария). Но, как только на сцене появился демонический Сальери, стало понятно, что в этой схватке Моцарт будет повержен. Дуэт Моцарта и Сальери «Жить что есть сил» вполне мог бы стать рок-шлягером.

Женские образы более однозначные. Актриса и поп-исполнительница Мелиссса Марс, сыгравшая Алоизию, знакома зрителям по фильму Пьера Мореля «Из Парижа с любовью»; ее роль в рок-опере не отличается глубиной и особым психологизмом. Констанс Вебер у певицы Диан Дассини получилась более драматичной, надломленной. Ее баллада «Ах, сказать ли вам, мама?» – типичные для мюзиклов французского производства откровения главной героини под удивительной красоты мелодию.

Среди прочих действующих лиц стоит отметить знаменитого французского театрального актера, выступающего под именем Солаль (настоящее имя – Лоран Моран) в роли Леопольда, отца Моцарта, а также очаровательную певицу Маэву Мелин, перевоплотившуюся в сестру главного героя.

Концерт длился около двух часов. Осталось ощущение, будто вместо целой книги нам позволили прочесть по абзацу из каждой главы. Этого хватило, чтобы оценить достоинства произведения, но недостаточно для понимания его смысла.
 



Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru