В футбол не играют по программе

Чемпион СССР 1984 года, главный тренер «Зенита» начала 1990-х Вячеслав МЕЛЬНИКОВ (на снимке), с которым встретился наш корреспондент , курирует теперь футбол на Северо-Западе и в течение прошлого года выдал уникальный хет-трик, выиграв чемпионат России со сборными нашего региона трех возрастов. Так что он как никто знает, что представляет собой питерская молодежь, но с трудом верит, что при иностранном тренере в «Зените» заиграют собственные молодые воспитанники.

В футбол не играют по программе | ФОТО www.fc-zenit.ru

ФОТО www.fc-zenit.ru

– «Зенит», по последней информации, готов предложить Артему Дзюбе из «Спартака» контракт на пять лет с зарплатой порядка 3,3 миллиона евро в год. Как вам эта новость?

– Да, неплохой вариант для «Зенита», Дзюба все-таки один из лучших российских нападающих. Другое дело, что придет он, скорее всего, летом, и неизвестно, в каком состоянии, потому что непонятно, дадут ли ему все это время тренироваться и играть в «Спартаке». В связи с новым форматом лимита на легионеров спрос на российских футболистов будет расти, а «Зенит» к тому же ищет нападающего, чтобы была конкуренция Саломону Рондону и Александру Кержакову. Дзюба парень с характером, забивать он умеет, а игроки средней линии в «Зените» более мастеровитые и квалифицированные, чем в «Спартаке», и при благоприятном стечении обстоятельств он расширит тактический рисунок команды. Другое дело, как встретят Дзюбу болельщики? К «Спартаку» и всему, что с ним связано, на «Петровском» отношение особое. Хотя, например, обструкция трибун для вернувшегося в свое время в «Зенит» из той же команды Владимира Быстрова стала хорошим стимулирующим фактором.


– Вы исключаете вариант, при котором Дзюба появится в «Зените» прямо сейчас?

– Нет, не исключаю, и так было бы лучше. Он ближе познакомился бы с партнерами, прошел с ними определенный этап подготовки.


– Вы говорите о конкуренции, но ни Кержаков, ни Рондон по осени не показывали того футбола, на который они способны. Не придется ли с приходом Дзюбы кому-то из них искать другую команду?

– Предположу, что Кержакову. Он уже возрастной футболист, к тому же не пользуется доверием Андре Виллаш-Боаша. Показательны эпизоды в конце прошлого года, когда форварда не взяли с собой в Монако, а он высказывал недовольство через прессу. Это не могло не оставить отпечатка на отношениях с тренером. Не уверен, что сам Александр захочет куда-то уехать, но вполне допускаю, что шансов появиться в основном составе у него будет меньше.


– А не затерялся ли среди наших местных молодых футболистов какой-нибудь Дзюба, о котором мы не знаем?

– Есть Рамиль Шейдаев, достаточно универсальный футболист, который может сыграть и на фланге, и в центре нападения, но не думаю, что он способен сейчас стать игроком основы. Он будет на замене. Виллаш-Боашу нужны готовые футболисты, которые выйдут и сделают результат. Шейдаеву, чтобы стать таким игроком, потребуется какое-то время.


– Шейдаев – 1996 года рождения. Вы в прошлом году выиграли три чемпионата России с ребятами помладше. Есть ли там пополнение для большого футбола?

– Не хочу называть имен, но в командах 1998 – 2000 годов рождения есть футболисты, подающие надежды. Вот только, как показывает практика, в какой-то момент юные игроки, к сожалению, перестают серьезно относиться к футболу, с кем-то тренеры работают по неверной методике, а кому-то для развития не хватает конкуренции в городском чемпионате. И получается, что к моменту перехода во взрослый футбол очень многие таланты отсеиваются.


– Мы ходим по замкнутому кругу: говорим, что профессиональной команде нужны готовые футболисты, прекрасно при этом понимая, что никакая, даже самая лучшая, школа готовых футболистов не выпускает. Так откуда им вообще взяться?

– Готового рецепта выписать не могу. Но в Петербурге есть, например, «Зенит-2», существующий второй год, и уже вскоре можно ожидать от него определенных результатов. Хотя бывают случаи, что игроки попадают в основу и из молодежных команд – так было когда-то с Игорем Денисовым и Владимиром Быстровым. Так получилось в Москве у Александра Кокорина – ему доверяли тренеры, и он постепенно вырос. Олег Шатов вообще начинал в мини-футболе, а затем раскрылся в большом.


– При всем уважении к «Зениту-2», второй дивизион, где он выступает, не идет ни в какое сравнение с премьер-лигой. Может, самых талантливых ребят лучше сразу бросать в «мясорубку»?

– Все зависит от главного тренера, но он вряд ли станет бросать в бой молодежь в ущерб результату. Хотя бывают моменты, когда можно дать молодому человеку проявить себя.


– Вы лично верите, что при иностранном главном тренере в «Зените» могут появиться и заиграть новые петербургские футболисты?

– Верю, но с очень большим трудом. Очень большим! Иностранец в первую очередь заточен под результат. Для него воспитание местных футболистов – это вопрос третьего-четвертого плана, купить готовых и использовать их способности куда проще и надежней. В этом плане приятно удивляет Ринат Билялетдинов в «Рубине». Собрал в Казани молодых игроков, причем не самых вроде бы талантливых, но они играют в премьер-лиге и по-новому у него раскрываются. Не будем забывать, что он долго тренировал дубль московского «Локомотива» и у него большой опыт работы с молодежью, он знает, какие струнки нужно задеть, чтобы раскрыть молодого футболиста.


– Пойдет ли на пользу и заставит ли наши клубы лишний раз задуматься о селекционной политике введение налога на легионеров – за каждого нового иностранного футболиста теперь надо заплатить 500 тысяч в РФС?

– Это не та сумма, которая заставит серьезный профессиональный клуб пересмотреть свою трансферную деятельность, остановит или серьезно затронет. Наш футбол, конечно, должен быть серьезно реорганизован, какие-то шаги в этом направлении предпринимаются, но надо копать глубже. Я вот почитал программу развития футбола до 2020 года, все вроде бы правильно, но как это будет реализовываться? Откуда возьмутся деньги? Каковы будут механизмы? Ответов я не нашел.


– Во время недавнего общения петербургских тренеров с Николаем Толстых, наверное, и об этом шла речь?

– И об этом тоже. Но у нас и в более «жирные» времена не всегда находилось достаточно средств на футбол. Да, стелили поля, но у нас иногда зима по полгода, и надо строить манежи, а поля оборудовать подогревом. В Финляндии – не футбольной, казалось бы, стране – манежи чуть не в каждой деревне. И вот они играют в Петербурге в финале Кубка Содружества, а сборная России – за пятое место. Вообще любым развитием, на мой взгляд, должно заниматься государство, а сейчас все подобные программы урезают.


– У вас сложилось впечатление, что Толстых серьезно настроен продолжать работу?

– На него сейчас оказывается очень серьезное давление, а главной проблемой является поиск денег на зарплату Фабио Капелло. Откровенно говоря, особой энергетики во взгляде Николая Толстых я не увидел. И о болевых точках он говорил крайне неохотно.


– А давно обещанная база подготовки юношеских сборных в программе прописана?

– Да, а также региональные центры подготовки, на которые должны выделять средства местные федерации. Но прописано все настолько смутно, что невозможно понять, кто, кому и что должен. В любом случае нужно деньги не только найти, но и учесть в бюджете. При этом еще не факт, что они до футбола дойдут. Но сейчас все непрофильные программы урезаются, и спорт, я опасаюсь, будет финансироваться по остаточному принципу.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5387) от 29.01.2015.


Комментарии