Враг не ушел от нашей мести

Всем с детства хорошо знаком замечательный образ бесстрашного и неунывающего бойца Василия Теркина, созданный Александром Твардовским. А ведь появился Теркин еще на «зимней» войне, причем в Ленинграде. Его «отцами» стали журналисты газеты «На страже Родины». На Великой Отечественной войне кроме Васи Теркина были и другие, подчас не менее популярные литературные герои. Ефрейтор Минометов, Вася Гранаткин, Кузьма Штык, Иван Зениткин, Гриша Танкин, Кузьма Смельчаков, а также краснофлотцы Митя Котик и боцман Захар Авралов...

Враг не ушел от нашей мести | Среди экспонатов музея «А музы не молчали...» – и серия плакатов «Балтийский прожектор». Они выпускались в блокадном Ленинграде Политуправлением Краснознаменного Балтийского флота.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Среди экспонатов музея «А музы не молчали...» – и серия плакатов «Балтийский прожектор». Они выпускались в блокадном Ленинграде Политуправлением Краснознаменного Балтийского флота.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Практически в каждой фронтовой газете существовал отдел сатиры и юмора, и был свой герой, которого читатели нередко воспринимали как реального бойца. Немалая часть фронтовой сатиры блокадного Ленинграда представлена ныне в народном музее «А музы не молчали...» школы # 235 им Д. Д. Шостаковича.

– На войне всегда находилось место острой и меткой солдатской шутке, – отмечает сотрудник музея Вячеслав Кокин. – Противник был силен, но высмеянный враг не казался уже таким страшным.

Благодаря сатирическим статьям Алексея Толстого появилось понятие «фрицы», и комичным гитлеровским «воякам» должен был противостоять собирательный образ героического русского солдата – ловкого, умного, смелого, находчивого, веселого. Конечно, все понимали, что фрицы не так глупы и ничтожны, как их изображали, но у сатиры – свои законы.

– Обидно, что сегодня фронтовой сатире до сих пор уделяется недостаточное внимание, – подчеркивает Кокин. – Происходит это в том числе и потому, что с сохранностью фронтовых газет большие проблемы. Многие экземпляры просто не сохранились – расходились на самокрутки. А на дивизионных и армейских газетах в соответствии с требованиями цензуры до 1942 года и вовсе ставился гриф «По прочтении уничтожить». И только приказом Главного политического управления РККА от 24 января 1942 года это указание заменили на «Прочти и передай товарищу»...

Впрочем, военная сатира – это не только газетные персонажи. Уже на второй день войны в Ленинграде появился первый военный плакат, представленный ленинградскими «Окнами ТАСС».

– Тот плакат не сохранился, поскольку был изготовлен всего в одном экземпляре – за ночь. Поэтому список блокадных плакатов ТАСС начинается с # 2, – рассказала Инна Селиванова, дочь художника Василия Селиванова.

По словам Инны Васильевны, годы блокады были хоть и самым страшным временем в жизни отца, но его настоящим звездным часом. В течение 1942 года, будучи в ленинградских «Окнах ТАСС» художником, редактором и выпускающим в одном лице, он создал рекордное число листов в «оконной серии» – 71. Впоследствии «Окна ТАСС», как и Музей обороны Ленинграда, стали жертвой «Ленинградского дела», а потому до конца 1980-х годов они оставались белым пятном в летописи блокады.

Вот один из плакатов Василия Селиванова – новогодний, появившийся в Ленинграде 1 февраля 1942 года. Гитлер карабкается по груде черепов (отсыл к знаменитому верещагинскому «Апофеозу войны») и вот-вот рухнет в пропасть. Черный фон за фюрером – это ночь, которая распростерлась над Европой, воплощение зла, которое несет фашизм. Надпись внизу гласит:

По черепам, наваленным горой,

Мясник бандит шагает

прямо в бездну.

Раздавит гадину пятой железной

Год мести нашей, год сорок второй!

Строки принадлежали самому плодовитому ТАССовскому поэту Александру Флиту. Тогда, после разгрома немцев под Москвой, многие искренне верили в то, что наступивший 1942 год будет победным.

– Музей «А музы не молчали...» – единственный в городе, в котором есть экспозиция, посвященная ленинградским «Окнам ТАСС». К сожалению, под масштабную галерею блокадного плаката в музее просто нет места. Собрание у нас большое, но нет средств, чтобы его достойно оформить. Есть даже подлинные плакаты большого формата, но все они пока лежат мертвым грузом, – посетовала Инна Селиванова.

Нередко художники-сатирики сражались не только пером. Эдуард Ляндрес, студент четвертого курса Академии художеств, ушел добровольцем в Ленинградскую армию народного ополчения. Спустя месяц, 15 августа, он погиб в бою под Волосовом. Было ему всего двадцать семь лет...

– Плакат «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», появившийся в Ленинграде в самом начале войны, – практически единственное произведение, напоминающее нам сегодня о творчестве Ляндреса, – пояснил коллекционер Владимир Елкин. – Он был подписан в печать 30 июня 1941 года и издан 20-тысячным тиражом в издательстве «Искусство». Вслед за плакатом издательство выпустило открытку с таким же изображением.

Летом 1943 года у Казанского собора жертвой артобстрела стал талантливый художник-карикатурист Василий Николаев, автор многих фронтовых зарисовок. Он был автором популярного плаката «Удравшая находка, или Голод – не тетка», растиражированного на открытках. Про то, как незадачливый немецкий громила-солдат промышлял воровством...

– Вообще открытка во время войны была наиболее массовым средством распространения сатиры, – считает Владимир Елкин. – Только в одном Ленинграде за время войны было выпущено полтора миллиона открыток. Из них около полусотни названий было связано с сатирой.

Кстати, мало кому известно, что в блокадном Ленинграде выпускали даже открытки на немецком языке – специально, чтобы разбрасывать их с самолетов на территории Германии. Но из-за секретности до сих пор не известно ни место, где они печатались, ни тираж, ни авторы. По словам Елкина, об этих открытках стало известно только от немецких антифашистов.

Как подчеркнул культуролог Вадим Кустов, в блокадном городе находили даже возможность собирать военный фольклор, понимая его историческую значимость. В 1943 году вышел сборник «Героизм русского народа в пословицах и поговорках», подготовленный сотрудниками Публичной библиотеки. Поговорки незамысловатые, но меткие. Вроде такой: «Убил гада – душа рада».

Несколько сборников военного фольклора собрал Михаил Шахнович. Сотрудник Музея истории религии и атеизма, он еще в 1930-х годах занимался пословицами и поговорками. В 1941-м ушел добровольцем на фронт и служил пропагандистом в Политуправлении. В сборниках Шахновича отразились многие пословицы и крылатые выражения, родившиеся в то время. К примеру, такие: «Враг не уйдет от нашей мести, убить фашиста – дело чести». «Немец, к Ленинграду пойдешь – на тот свет попадешь». Партизаны Ленинградской области говорили о герое Михаиле Харченко: «Там, где бесстрашный пулеметчик Мишка, там фашистам крышка».

Кроме того, в 1943 году в Ленинграде вышли сборники частушек Ленинградского фронта и партизан. Вот лишь некоторые примеры народного творчества: «Немцы были очень рады, что у нас кольцо блокады. Пусть хоть пять таких блокад – не возьмете Ленинград». «Немец рад, немец рад, только зря он чванится: никогда Ленинград немцу не достанется»...

На встрече в музее зашла речь и о том, актуальна ли сатира сегодня.

– К сожалению, влияние наших карикатуристов на окружающую действительность трудно сравнить с той же Францией, где выходит скандально знаменитый «Шарли Эбдо», публикации которого становятся громкими событиями. У нас тоже есть свои замечательные карикатуристы, но почему-то их голос практически не слышен, – посетовал художник-карикатурист Александр Сергеев, редактор сатирического сайта «картунбанк» (www.cartoonbank.ru).

По словам Сергеева, предложения о сотрудничестве на «карикатурном фронте» иногда поступают, в том числе и от властей, но все они уходят в песок. Как ни странно, заказы на работу приходят не из России, а из-за рубежа.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (5433) от 07.04.2015.


Комментарии