Вам помочь?

На протяжении последних лет мы привыкли к призывам помочь «человеку с белой тростью». И, к счастью, желающих оказать поддержку незрячему человеку у нас хватает, но не всегда эта помощь оказывается правильно. Казалось бы, чего тут сложного – перевести слепого через дорогу? Сложного на самом деле ничего нет, но определенные нюансы могут превратить вашу любезность в неприятный для незрячего инцидент или, еще хуже, привести к травме. Поэтому при помощи специалиста по реабилитации ГБУ «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» Нины Кулаковой мы сформулировали несколько простых правил сопровождения незрячего.

Вам помочь? | ФОТО сайта  http://53news.ru

ФОТО сайта http://53news.ru

Во-первых, человека надо спросить, нужна ли ему помощь, и оказывать ее только после получения утвердительного ответа.

– Иногда я слышу: «Вам помочь?» – и, еще не успевая ответить, уже чувствую, что меня хватают за руку и пытаются вести. Еще хуже, когда делают это вовсе молча. Представьте себе ощущения, когда тебя внезапно хватают и куда-то тащат, – рассказывает Нина Кулакова и улыбается. – Конечно, это не со зла, люди просто торопятся, но это очень важный момент. Иногда незрячему такая внезапная «помощь» может пойти во вред, сбив его с маршрута и дезориентировав в пространстве. Зато как приятно слышать: «Позвольте вам помочь», «Извините, вы примете мою помощь?», – последнее время молодежь задает такие вежливые, можно сказать изысканные, вопросы, что мне очень нравится.

Во-вторых, правильное сопровождение предполагает, что незрячий держит зрячего за руку чуть выше локтя и, таким образом, идет на полшага сзади, успевая реагировать на все особенности маршрута.

– Чаще всего люди берут незрячего за руку сами и как бы подталкивают перед собой. Обычный человек идет в своем темпе, привычки проговаривать особенности рельефа у него нет, при этом ведет незрячего впереди себя, и, таким образом, находящиеся на пути поребрики, рельсы, ступени могут привести к травматизму. Кстати, был у меня случай, когда меня даже не за руку, а за «шкирку», за капюшон схватили и повели через дорогу. Не надо так делать.

В-третьих, когда к вам обратился незрячий человек с просьбой подсказать, например, что подошел автобус или трамвай с таким-то номером, и вы согласились оказать ему эту помощь, не забудьте поставить его в известность, если обстоятельства изменятся.

– Определить номер маршрута незрячий человек самостоятельно не может. Мы вынуждены просить окружающих, и очень неприятно, когда человек обещает подсказать, а потом, не предупредив, уходит или уезжает. Я же продолжаю стоять, ждать, больше никого о подсказке не прошу, будучи уверена, что он рядом и поможет.

В-четвертых, если на вашем пути встречаются двери, очень важно, чтобы незрячий человек находился со стороны косяка, а не дверной ручки.

– Давайте я вам покажу, – предлагает Нина Кулакова. – Сейчас вы будете в роли незрячего, а я в роли зрячего. Вы держите меня под руку чуть выше локтя, стоя правильно, со стороны косяка. Я открываю дверь, потом кладу вашу руку на дверную ручку снаружи, мы проходим, и вы дверь закрываете. Теперь возвращаемся и меняемся местами. Если вы, как незрячий, расположены со стороны дверной ручки, – в этот момент дверь распахивается (в кабинет торопливо вбегает кто-то из сотрудников), и я еле успеваю отскочить, чудом избежав удара дверью по лбу. – Вот видите, и объяснять не надо, что будет, – смеется Нина Кулакова.

Правило пятое, «золотое»: если вы видите человека с белой тростью, предложите ему свою помощь. Потому что, насколько бы уверенно ни передвигался незрячий, пересечение дороги, посадка на общественный транспорт, вход в метрополитен или пересадка со станции на станцию для него представляют сложную, а зачастую и опасную задачу и ваша помощь ему очень нужна.

– Мне бы не хотелось, чтобы, читая эти советы, люди подумали: «Мы помогаем, а нас еще и критикуют». У нас очень отзывчивые горожане, и мы им очень благодарны. Знаете, когда я потеряла зрение, у меня появилось ощущение, что весь мир стал на меня смотреть и мне помогать. И мне просто тоже хочется в ответ что-то сделать. Я сама человек коммуникабельный, мне несложно сказать: «Позвольте, я вас возьму под руку» — или спросить, какой автобус подошел к остановке. И даже услышав в ответ «Синий», а такое бывало, я просто улыбнусь и подумаю, что человек пошутил, вероятно, не поняв, что я незрячая и вопрос не праздный. Но некоторым это психологически сложно. Да и самому человеку, который с благими намерениями «тащит» слепого через дорогу, наверное, не очень приятно, когда тот вместо благодарности вдруг начинает «упираться»... А это естественная реакция сопротивления. И, кстати, я не знаю почему, но, кажется, многие сограждане слепых считают еще и глухими, – смеется Нина Кулакова. – Очень часто вопрос «Вам помочь?» – это крик прямо в ухо. Давайте еще одно маленькое правило добавим: не кричите. Помните, что слепота – это не глухота.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5362) от 16.12.2014.


Комментарии