Ты за­пи­сал­ся добровольцем

«В боль­ни­це за ре­бен­ком из дет­до­ма или мла­ден­цем-от­каз­ни­ком ред­ко кто при­смат­ри­ва­ет, —по­яс­ня­ют на­чи­на­ю­щим во­лон­те­рам на со­бра­нии ор­га­ни­за­ции «На­ши де­ти». —На мед­се­стре —про­це­ду­ры, са­ни­тар­ка ра­бо­та­ет до четы­рех ча­сов, и по­лу­ча­ет­ся, что за ре­бен­ком уха­жи­ва­ют раз­ве что ма­моч­ки в па­ла­те, у ко­то­рых и свои де­ти после опе­ра­ций». У но­вич­ков что-то вро­де ввод­но­го кур­са. На сто­ле —пупс раз­ме­ром с ре­аль­но­го мла­ден­ца: нуж­но на­учить­ся ме­нять пам­пер­сы, пе­ле­нать.

Ты за­пи­сал­ся добровольцем |

Кли­ни­чес­кий слу­чай

Для этой за­да­чи —уход в боль­ни­це за деть­ми, у ко­то­рых ро­ди­те­лей нет или «счи­тай, что нет» —ког­да-то и по­яви­лась меж­ре­ги­о­наль­ная об­щест­вен­ная ор­га­ни­за­ция со­ци­аль­ной по­мо­щи де­тям «На­ши де­ти».

Офи­ци­аль­но ей че­ты­ре го­да, а так —шесть. Пер­вым их де­лом стал, по­жа­луй, на­шу­мев­ший тра­ги­чес­кий слу­чай с полу­то­ра­го­до­ва­лым Ос­ка­ром: в по­жа­ре по­лу­чил силь­ней­шие ожо­ги, ма­ма на­пи­са­ла от­каз, маль­чик ле­жал в об­ласт­ной боль­ни­це «под при­смот­ром» со­се­док по па­ла­те —жен­щин, де­ти ко­то­рых ле­жа­ли в этой кли­ни­ке. По­том женс­кий кол­лек­тив так и ко­че­вал за Ос­ка­ром по боль­ни­цам —уха­жи­вал.

—Дев­чон­ки про­рва­лись на те­ле­ви­де­ние, в га­зе­ты, на­шли бла­гот­во­ри­те­лей, —рас­ска­зы­ва­ет Ни­ка Сер­ге-
е­ва, от­вет­ст­вен­ная за при­ем во­лон­те­ров. —Ос­кар уже пять лет жи­вет в Из­раи­ле, у не­го круг­ло­су­точ­ная ня­ня, его пе­ри­о­ди­чес­ки опе­ри­ру­ют. По­ста­ви­ли че­реп­ную плас­ти­ну, впе­ре­ди еще много плас­ти­чес­ких опе­ра­ций... Маль­чи­ка взял под опе­ку один из бла­гот­во­ри­те­лей.

По­на­ча­лу во­лон­те­ров бы­ло че­ло­век во­семь, сей­час дви­же­ние об­рос­ло дру­ги­ми про­ек­та­ми, и добро­воль­цев уже око­ло 300, из них 90 ак­тив­ных.

Ин­струк­таж но­вич­ков про­хо­дит в под­рост­ко­вом клу­бе «Не­ва» на Чер­ной реч­ке, там их при­юти­ли. В этот раз при­шли пя­те­ро: че­ты­ре ба­рыш­ни и один па­рень.


Бу­дет не­лег­ко

—Боль­нич­ный уход —это очень труд­но, —Ни­ка Сер­гее­ва не мин­даль­ни­ча­ет. —Ре­бе­нок —во-пер­вых, от­каз­ной, во-вто­рых, от­каз­ной и боль­ной.

Пер­вые два-три де­жур­ст­ва в боль­ни­це прой­дут с ко­ор­ди­на­то­ром, по­том —само­сто­я­тель­но. При се­бе иметь флю­о­рогра­фию, па­спорт, смен­ку («ни­ка­ких ба­хил»), за­пас­ную фут­бол­ку. Ес­ли ре­бе­нок по­стар­ше —бе­рем лис­ты бу­ма­ги и ка­ран­да­ши; фло­мас­те­ров не на­до, пере­пач­ка­ем все. «Шо­ко­лад, умо­ляю, не не­си­те!» Ну, од­ну кон­фе­ту. И так сер­до­боль­ные лю­ди ре­бен­ка уго­ща­ют, а по­том диа­тез. Ес­ли де­жу р­ст­во ве­чер­нее, за­хва­ти­те йогурт или фрукт: в боль­ни­цах ужин ран­ний, за­втрак позд­ний —есть хо­чет­ся.

Ни­ка­ких про­ек­тов во­лон­те­ры не при­ду­мы­ва­ли —все само скла­ды­ва­лось. Ска­жем, «Ро­зо­вый слон» —то­же «боль­нич­ный». По­явил­ся, ког­да об­на­ру­жи­лось: иг­ро­вые ком­на­ты есть прак­ти­чес­ки на всех детс­ких кли­ни­чес­ких от­де­ле­ни­ях (в не­ко­то­рых боль­ни­цах де­ти жи­вут по пол­го­да-го­ду), но по­че­му-то за­пер­ты. А за­пер­ты по­то­му, что зар­плат на пе­да­го­гов не за­ло­же­но, при­гля­ды­вать не­ко­му.

«На­ши де­ти» по­лу­чи­ли суб­си­дию от го­ро­да —и сей­час пе­да­го­га­ми «уком­плек­то­ва­ны» иг­ро­вые в Кар­ди­о­цент­ре име­ни Ал­ма­зо­ва и Цент­ре про­те­зи­ро­ва­ния име­ни Аль­брех­та. За­чем там во­лон­те­ры? Это для них вро­де уче­бы, на­би­ра­ют­ся опы­та: суб­си­дия се­год­ня есть —за­втра нет.

Вто­рое мес­то «по тя­жес­ти» (не фи­зи­чес­кой —мо­раль­ной) за­ни­ма­ет про­ект «Пере­дыш­ка». Он в по­мощь ро­ди­те­лям де­тей-ин­ва­ли­дов: на­чи­ная с «при­вез­ти-от­вез­ти», с ре­бен­ком по­гу­лять или по­си­деть до­ма, по­ка ма­ма по де­лам сбе­га­ет, и за­кан­чи­вая по­здрав­ле­ния­ми на Но­вый год. И это не при­вы­чные ел­ки. Перед каж­дым вы­ез­дом —тре­нинг и кон­суль­та­ция: о чем го­во­рить мож­но, о чем не­льзя, как об­щать­ся с осо­бым ре­бен­ком.

—Мы не пред­став­ля­ли се­бе, на­сколь­ко нуж­ны оп­ре­де­лен­ные зна­ния, —при­зна­ет­ся Ни­ка Сер­гее­ва (она чет­вер­тый се­зон под Но­вый год «в ро­ли се­вер­но­го оле­ня» —раз­во­зит добро­воль­ных Де­дов Мо­ро­зов со Сне­гур­ка­ми). —Бы­ва­ли слу­чаи, ког­да ле­жа­че­го ре­бен­ка за 15 ми­нут по­здра­вишь —а по­том пол­то­ра ча­са с его ма­мой за чаем си­дишь и слу­ша­ешь, слу­ша­ешь.


Ус­тал. Не ухо­жу

То, что во­лон­тер по­про­бо­вал и чест­но ска­зал «не справ­ля­юсь» —еще не зна­чит «ухо­жу». Есть дру­гие про­ек­ты —не «лег­че», имен­но дру­гие.

«Ма­лень­кий пу­те­ше­ст­вен­ник» —про­сто со­про­вож­де­ние в по­езд­ке. Вояж из об­ласт­но­го детс­ко­го до­ма в пе­тер­бург­ский ак­ва­парк/те­атр/му­зей —це­лое при­клю­че­ние. Би­ле­ты до­ста­ют­ся бес­плат­но, но на­нять авто­бус —10 —15 ты­сяч. Одно­го вос­пи­та­те­ля на всех не хва­та­ет, со­от­вет­ст­вен­но, во­лон­те­ры при­ез­жа­ют, по­мо­га­ют де­тей одеть-обуть, рас­са­дить в авто­бу­се и на всем пу­ти при­смат­ри­ва­ют.

Или «Стар­шая сест­ра», со­вмест­ная за­тея с при­ютом для не­со­вер­шен­но­лет­них де­во­чек. На две­ри при­юта вы­ра­зи­тель­ное объ­яв­ле­ние: «Ог­ром­ная про­сьба не при­хо­дить в со­сто­я­нии нар­ко­ти­чес­ко­го и ал­ко­голь­но­го опья­не­ния». Это для ро­ди­те­лей. Де­воч­ки в при­юте до­маш­ние, но с ого­вор­кой «по­ка»: суд еще не ли­шил мам-пап ро­ди­тель­ских прав, толь­ко вы­нес пред­уп­реж­де­ние, од­на­ко и пос­лед­нее ки­тай­ское пред­уп­реж­де­ние ред­ко дей­ст­ву­ет, так что пер­спек­ти­ва у де­во­чек, как пра­ви­ло, детс­кий дом.

За­да­ча при­юта —за де­вять ме­ся­цев с по­мо­щью пе­да­го­гов и пси­хо­ло­гов при­вес­ти де­воч­ку «в чув­ст­во» (не­ко­то­рые из вос­пи­тан­ниц и са­ми зна­ко­мы с «до­пин­гом»); за­да­ча во­лон­те­ров-де­ву­шек —стать кем-то вро­де стар­шей сест­ры, что­бы в бу­ду­щем де­воч­ке бы­ло к ко­му об­ра­тить­ся за со­ве­том. Ра­зу­ме­ет­ся, в «стар­шие сест­ры» не на­вя­зы­ва­ют­ся, все ор­га­нич­нее: по­мо­га­ют де­лать уро­ки, а со­вмест­ные му­ки над ка­ки­ми-ни­будь сис­те­ма­ми ли­ней­ных урав­не­ний очень спла­чи­ва­ют.

Раз в две не­де­ли у во­лон­те­ров лек­ции: уход за но­во­рож­ден­ным, не­от­лож­ная по­мощь, пси­хо­ло­гия от­каз­ных де­тей... Сло­вом, «на де­ло» вы­хо­дят тео­ре­ти­чес­ки под­ко­ван­ные. В кур­се, к при­ме­ру, что в боль­ни­цах не весь мед­пер­со­нал им рад. И не каж­дый вос­пи­та­тель в дет­до­ме лю­бе­зен. Ино­гда —по при­чи­не ле­ни («лиш­ний на­пряг»). Ино­гда —из-за «идей­но­го не­со­гла­сия». На­при­мер, как в про­ек­те «Гос­те­вая се­мья». Он то­же «про­рос» из боль­нич­но­го ухо­да —ка­за­лось бы, ес­те­ст­вен­но: ес­ли дол­го хо­дишь к ре­бен­ку в боль­ни­цу, по­том хо­чешь и в дет­до­ме его на­ве­щать, а то и в гос­ти за­би­рать. И «На­ши де­ти» хо­да­тай­ст­ву­ют об офор­мле­нии «гос­те­вой се­мьи». У про­тив­ни­ков та­ких «гос­тей» ар­гу­мент: не каж­до­му ре­бен­ку объ­яс­нишь, по­че­му его не за­би­ра­ют сра­зу и на­со­всем.


Кто та­кие

Во­об­ще во­лон­тер­ский со­став раз­но­шерст­ный. Сту­ден­ты, как пра­ви­ло, из про­филь­ных ву­зов: пед, мед; ак­тив­ные, но ино­гда силы не рас­счи­ты­ва­ют. Еще од­на ка­те­го­рия —ма­мы, у ко­то­рых де­ти в са­дик по­шли: вре­ме­ни при­ба­ви­лось, ма­те­рин­ский ин­стинкт на пол­ную ка­туш­ку —и по­че­му бы пол­дня не по­де­жу­рить. Ка­те­го­рия «мо­ло­дые пен­си­о­нер­ки»: «чем на лав­ке су­да­чить, луч­ше что-ни­будь по­лез­ное сде­лаю».

Муж­чин мень­ше, за­то они при­хо­дят бо­лее осо­знан­но, «у них го­раз­до мень­ше «ко­ся­ков» из раз­ря­да
опо­зда­ний и не­при­хо­дов», —ком­мен­ти­ру­ет Сер­гее­ва. И за­ме­че­но, что де­ти боль­ше к муж­чи­нам тя­нут­ся. Спрос ино­гда эле­мен­тар­но на фи­зи­чес­кую си­лу. На­при­мер, юно­ша —ко­ля­соч­ник, в до­ме лифт толь­ко со вто­ро­го эта­жа, а ему на тре­ни­ров­ки на­до —он в па­ра­лим­пий­ской сбор­ной по фех­то­ва­нию. И вот, не­сколь­ко муж­чин по­оче­ред­но при­ез­жа­ли, что­бы по­мочь уп­ра­вить­ся с ко­ляс­кой. Сей­час тот па­рень пере­ехал в дру­гой дом с нор­маль­ным лиф­том. Стал па­ра­лим­пий­ским чем­пи­о­ном.

На­бор но­вич­ков-во­лон­те­ров —де­ло пер­ма­нент­ное. В добро­воль­че­ст­ве те­куч­ка по оп­ре­де­ле­нию не сла­бая.

—Во­лон­тер­ст­во ста­ло мод­ным. К со­жа­ле­нию, —го­во­рит Ни­ка Сер­гее­ва. —На «мод­ное» при­хо­дит много мо­ло­де­жи, но у нас ме­роприя­тия не из раз­ря­да по­ту­со­вать­ся и сел­фи сде­лать. К нам с дру­гой мо­ти­ва­цией при­хо­дить на­до.

За шесть лет «На­ши де­ти» от­ме­ти­ли: ес­ли мо­ти­ва­ция «мод­но», то за­па­ла хва­тит на ме­сяц-три. Сле­дую­щий «срок» —7 —9 ме­ся­цев: ино­гда по­мо­га­ешь дру­гим, что­бы по­мочь се­бе. Ви­ди­мо, за этот срок свои пси­хо­ло­ги­чес­кие про­бле­мы ре­ша­ют­ся и че­ло­век, чест­но пред­уп­ре­див, «от­хо­дит». Те, кто пере­сек этот ру­беж, ос­та­ют­ся прак­ти­чес­ки на­со­всем. «Это уже диа­гноз. Де­вуш­ка мо­жет вый­ти за­муж, ро­дить ре­бен­ка —и все рав­но бу­дет по­мо­гать. Хоть по те­ле­фо­ну ко­ор­ди­ни­ро­вать».

Спра­ши­ваю Ни­ку: как са­ми на­чи­на­ли? Мис­ти­чес­кая, го­во­рит, ис­то­рия. Все бы­ло хо­ро­шо: муж, доч­ка в са­ди­ке, до­ста­ток —мог­ла и не ра­бо­тать. «Но я по­ня­ла, что мне нуж­но что-то еще. Из­ма­я­лась. По­еха­ла в ча­сов­ню Ксе­нии Бла­жен­ной, про­си­ла дать знак. Не по­ве­ри­те: еду об­рат­но в марш­рут­ке —на си­де­нье ле­жит га­зе­та, на пер­вой стра­ни­це —про от­каз­ни­ков; при­еха­ла до­мой, вклю­чаю те­ле­ви­зор —пере­да­ча про во­лон­тер­ст­во в детс­ких боль­ни­цах, тог­да это бы­ла ог­ром­ная ред­кость. На­шла сайт, при­шла на со­бе­се­до­ва­ние —и че­рез три дня на пер­вое де­жур­ст­во».

Что­бы вот так с ве­тер­ком про­гу­лять­ся вмес­те с па­ци­ен­та­ми Ин­сти­ту­та им. Аль­брех­та —де­ви­чьих сил до­ста­точ­но. Что­бы уп­рав­лять­ся с ко­ляс­кой на лест­ни­це — нуж­ны мужс­кие му­ску­лы.


Фо­то предо­став­ле­но ор­га­ни­за­цией «На­ши де­ти»



Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.


Комментарии