Только на сайте

Праздник науки и творчества

18 апреля Ломоносовская гимназия в шестой раз открыла двери для школьников из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России, а также из ближнего зарубежья. На научно-практическую конференцию «Наследники Ломоносова» приехали ребята, за которыми будущее науки.

Праздник науки и творчества | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

– Эта конференция очень важна для нас, среди партнеров и членов жюри много ученых, которые каждый год находят время, чтобы заниматься с нашими детьми, – отметила директор гимназии Валентина Кирилловна Павлова на торжественной церемонии открытия.

На конференции работали восемь секций: общественных наук, филологическая, краеведческая, секция иностранных языков, естественно-научная, физико-математическая, ломоносовская и инженерная. На каждой ребята защищали свои исследования, отвечали на вопросы членов жюри, отстаивали свою точку зрения.

Например, на филологической секции сравнили образы героев, приговоренных к смерти в произведениях Сартра, а на физико-математической обсудили числа Фибоначчи. Ребят из секции общественных наук волновали взрослые вопросы: когда формируется личность?

Участники «фирменной» ломоносовской секции представили работы, посвященные наследию великого ученого. Например, семиклассница из Москвы проанализировала разные периоды жизни Михаила Васильевича, чтобы понять, какую музыку он слушал. И даже исполнила некоторые произведения на трех музыкальных инструментах. Лея Лиза Бен Гур выбрала эту тему потому, что учится в музыкальной школе:

– Музыка – часть моей жизни. В прошлый раз я писала про родину Ломоносова, а в этот раз решила соединить любимое дело с учебой.

Перед участниками инженерной секции стояла непростая задача: сконструировать из подручных материалов мост, который выдержит испытание моделями машин. Это направление — совместный проект гимназии и Политехнического университета, одного из учредителей конференции.

Доктор военных наук начальник учебно-методического центра ОАО «НПП «РАДАР ММС» и по совместительству член жюри физико-математической секции Юрий Актерский отметил, что все работы были на достойном уровне:

– Подобные мероприятия крайне важны. На предприятиях, особенно высокотехнологичных и наукоемких, есть проблема кадрового голода, – объясняет Юрий Евгеньевич. – Специалисты уходят, на смену должны прийти люди с новыми знаниями. Обмениваясь опытом и результатами исследований на конференции, ребята получают возможность соответствовать современным требованиям рынка труда.

На церемонии закрытия победители получили дипломы, подписанные учредителями: Санкт-Петербургским научным центром РАН, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом и отделом образования Выборгского района.

Особым этапом стало награждение победителей конкурса эссе, посвященного Году литературы, на приз «Санкт-Петербургских ведомостей». Темами работ стали высказывания Салтыкова-Щедрина, Булгакова, Джозефа Аддисона. Редакция отметила шесть лучших работ школьников из Санкт-Петербурга, Кронштадта, Великого Новгорода и Балтийска: один золотой и пять серебряных дипломов. Победители получили памятные подарки, а также возможность опубликовать свои эссе на сайте газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Ниже вы можете прочитать эти произведения.


Открытая Научно-практическая
конференция школьников
«Наследники Ломоносова»

Конкурс творческих работ – эссе на специальный приз
Издательского дома «С.-Петербургские ведомости»

Году Литературы посвящается

ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №73
«Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга

Работу выполнил: Орлов Иван, 11 класс

«Хорошая книга – это подарок,
завещанный автором человеческому роду»
Джозеф Аддисон.


Джозеф Аддисон однажды сказал: «Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду». И правда, писатель, создающий свое произведение не просто так, не из праздного желания или жажды славы (в противном случае хорошая книга не получается), производит памятник, дар всему человечеству. Его труд не пропадает даром: книга читается, передается из поколения в поколение, о ней размышляют, её пересказывают, переводят на другие языки. Но почему же автор завещает этот подарок человечеству? Возможно, мой рассказ поможет ответить на этот вопрос.

В Петербурге шел дождь. Был холодный осенний вечер. С неба лило нещадно, и громкими ударами капель о крыши вырисовывался аритмический музыкальный рисунок. Северный ветер пробирал до костей, и любому человеку, которому не посчастливилось оказаться на улице, хотелось лишь побыстрее попасть к себе домой. В общем говоря, в Петербурге была нормальная погода. Окна домов были закрыты наглухо: за одними матери укладывали своих детей спать, за другими студенты пили дешевое вино и играли в карты. Почти все было как обычно. Почти…

В комнате, которая укрылась за одним из таких окон, горел камин, напротив него стоял диван, на котором, укрывшись под одеялом, лежал человек. По его мертвенно-бледному цвету лица можно было понять, что жить ему оставалось недолго. Это был знаменитый писатель Николай Васильевич Гоголь. Он лежал и думал о своей жизни, был в бреду: перед его глазами проносились моменты из его жизни вперемешку с моментами из его произведений, и весь этот поток воспоминаний сводил его с ума. Знаменитый писатель думал, что не выдержит этого, но вдруг какой-то звук отвлек его и вернул в реальность.

В камине, потрескивая, догорали дрова, по окну текли струйки дождя. Но он слышал что-то другое. Показалось? Нет, вот оно! В дверь постучали, потом она отворилась, и в нее вошел человек. Вместо приветствия он сказал:

- Чем топите, Николай Васильевич? Второй том «Мертвых душ»? Хорошо горит! А давайте и первый туда же – может, теплее станет, чем чёрт не шутит.

В воображении Гоголя ожил тот мучительный момент, в ту же секунду отозвавшийся сильной болью во всем теле. От этого внезапного удара он чуть не упал в обморок, но все же собрался с силами и выговорил:

- Потрудитесь объясниться.

- Вы меня не узнали? Богатым буду. Хотя… Эх, какая досада! А ведь мы с вами одно дело делаем: мы уничтожаем произведения искусства! – сказал он и оглядел комнату – Как же я ненавижу эти чёртовы картины!!!

Незнакомец подошел к полотну, висящему на стене, и, на минуту впав в какое-то неистовое, животное состояние, расцарапал его ногтями. В этот момент Гоголь понял, кто это был. Он приподнялся и слабым голосом сказал:

- Чартков… Это вы.

- Признали! Рад вас видеть, - сказал бывший художник, пытаясь успокоиться, но дышать ему было тяжело.

- Зачем вы пришли?

- Ну как же? Хотел посмотреть на то, как создатель повторит судьбу создания. Забавно, правда? Сейчас вы умираете так же, как заставили умирать меня. Ирония судьбы…

- Не врите! – сказал, повышая голос, великий писатель: видимо, спор помогал ему мобилизовать последние силы.

- Что? – ошеломленно сказал Чартков.

- Не сравнивайте меня с собой! Вы прельстились славой и роскошью, променяли искусство на шаблоны красоты, разучились творить и в полном отчаянии превратились в настоящее чудовище, уничтожившее столько произведений искусства, сколько не смогли бы все цензоры и вандалы вместе взятые!

- А вы? – еле выговорил, опешив от таких обвинений, Чартков.

- Я потерпел фиаско… Я не смог написать второй том так, чтобы он отразил те идеи, которые я хотел вложить в «Мертвые души»… Я подвел себя… Они должны были очиститься, возвыситься, переродиться! А получилось… А ничего не получилось.

- А со мной будто получилось, - усмехнулся Чартков.

- Да, с вами получилось. Через вас я предостерег всех людей, чтобы они опасались губительного влияния света, моды и роскоши.

- То есть, вы сделали меня плохим примером, а теперь еще и обвиняете в том, что я чудовище, - презрительно процедил бывший художник.

- Нет, я нарисовал лишь ваш портрет, создал характер и дал ситуацию, остальное вы сделали сами.

- Нет! Это ложь! Вы лжете! – взревел Чартков.

- Не лгу. Когда хорошо пишешь произведение, кажется, что оно само себя пишет. Чистое вдохновение и ничего более. Мы сами творим свою судьбу. Вы сотворили свою судьбу, а я сотворил свою.

Чартков не ответил. Он лишь со смесью удивления и ненависти на перекошенном лице посмотрел на своего создателя, развернулся и покинул комнату. «Вот теперь все», – подумал Николай Васильевич, закрыл глаза и заснул. Дрова в камине догорели, огонь потух. Внутри комнаты, укрывшейся за закрытым окном, наступила абсолютная тишина. В Петербурге шел дождь…

В своем стремлении сделать людей лучше, автор подобен родителям, объясняющим своему чаду, что такое хорошо и что такое плохо, наставляющему его. Родители не хотят, чтобы их дети повторяли их ошибки. Желания родителей сходны с желаниями автора. Для этого он и создаёт свои произведения, в которых изобличает пороки, показывая их в запоминающихся героях, чьи имена часто даже становятся нарицательными. У прочитавшего книгу человека в памяти отпечатывается ситуация, персонаж, и если читатель попадет в похожую ситуацию, он будет знать, как надо действовать или (что иногда более важно) как не надо действовать. Так, например, через Чарткова Гоголь предостерег людей от губительного влияния света, моды и роскоши, так как лично был свидетелем этого влияния. Жизненный опыт и мудрость лучших представителей человечества запечатлевается на страницах их произведений, они становятся путеводными звёздами в сложном жизненном пути человека. Именно поэтому хорошая книга – это воистину подарок, завещанный автором человеческому роду.

ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №73 

«Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга

Работу выполнила: Соколова Елена Сергеевна, 10 класс


Эссе на тему

«Литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью
и благородными намереньями.
Она не подвластна тлению и смерти»

Легкий воздух, ясность, чистота…
Я иду вперед.
В горизонт ведет меня тропа.
Долог ли полет?

Я иду, в сознании кружат
Тучи и дожди,
Прошлого листы в ушах шуршат:
«Страхи позади».

Поворот, и на краю пути
Трепетный росток
Скромно раскрывает лепестки –
Нежности поток.

Он растет под ветрами обид,
Страхов и тревог.
Боли пыль к земле его клонит,
Словно грозный рок.

Но стоит и выше все идет
К солнцу, к небесам,
В каждой его клеточке поет
Чистая Душа.

Нежные цветные лепестки
Хрупкие, как сон,
Как запечатленные мысли…
Так задумал Он.

Он - Творец, хотел преподнести
Главные слова,
Через свои чувства провести –
Шаткая тропа.

Сколь усилий много: на цвета,
Форму, простоту…
И нигде не дрогнула рука –
Создал красоту.

Оживил, направил в нужный путь
И часы забрал.
Чтобы испарить сомнений муть
Блики обрезал.

И растет чудесное дитя
Вечным огоньком,
Открываясь жизни не шутя,
На пути крутом.

Много неподдельной красоты
Он в себе хранит.
Каждого с сознаньем доброты
Знаньем наградит.

А оно для каждого свое –
Главное понять,
Для чего столь тонкое шитьё
Нужно создавать?

Ветер вновь напомнил, что пора
Продолжать свой путь.
Жизнь на изменения щедра,
Только сильным будь!

Я иду, цветок мой позади,
Но несу внутри
Семена. Немного подожди –
Прорастут они


ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
г. Балтийска Калининградской области

Работу выполнила: Зель Яна Алексеевна, 10 класс

Размышления о значимости книг
Эссе

Хорошая книга — это подарок,
завещанный автором человеческому роду
Джосеф Аддисон

Мы всё время проецируем себя в воображаемый мир или в будущее, исходя из того, что нам известно. Нашей памяти, как писал академик Д. С. Лихачёв, нужны пристанища, она не может быть бесприютной, поэтому «хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду».

В истории человечества многие книги сыграли судьбоносную роль. В каждой стране, у каждого народа есть свои краеугольные книги, создававшие моральные и этические нормы развития народностей. В Великой Руси также были свои просветители, создавшие основы нравственности всего народа. В древние времена основателями были священнослужители, как наиболее образованные личности своего времени.

Великую книгу «Просветитель» игумен Иосиф Волоцкий создал в XVI веке. Это был первый свод русского православного Богословия. Памятником канонических трудов игумена Волоцкого является и «Сводная Кормчая». Церковные труды преподобного Иосифа по-прежнему актуальны. «Устав» пронизан требованием внутреннего перерождения человека, подчинения всей жизни задаче спасения и обожания не только каждого отдельного инока, но и соборного спасения всего человеческого рода. Это завещание переживет века, потому что основано на правде, вере и истине.

Мы читаем книгу с удовольствием потому, что с таким же удовольствием, чистым и радостным, она написана автором. Следы прошлого в ней нужны и читателю, и писателю. До наших дней дошло «Слово о законе и благодати», которое было написано просвещенным церковным деятелем киевским митрополитом Илларионом. Двадцать с небольшим страниц текста по значимости содержания неисчерпаемы. «Слово...» возвеличивает принятую Русью христианскую веру, восхваляет князя Владимира Красное Солнышко, обращается к Ярославу Мудрому, как к прямому наследнику славных дел отца. Илларион особо подчеркивает роль и место своей страны в истории. Академик Дмитрий Лихачев писал, что Илларион «выдвигает вселенский характер христианства Нового Завета- «благодати». Новый Завет вводит всех людей в вечность». Митрополит Илларион сравнил закон с тенью, с лунным светом, а благодать — со светом солнца и его же теплотой. Для нас, живущих в XXI веке, «Слово о законе и благодати» стало завещанием древнерусского писателя. Мы уважаем широту его кругозора, гордимся патриотическим чувством, которое он питал к родной земле: «...И донелиже стоит мир, не наводи на ны напасти искушения, не предай нас в руки чуждых, да не прозовется град твой градом плена, и стадо твое пришельцев в земли ны своей».

Поэтические образы, предания, сказания и легенды, нежная лирика, обращение к романтике языческой старины восхищают нас, когда мы читаем «Слово о полку Игореве».

Русский литературовед и языковед, доктор филологических наук, основоположник крупнейшей научной школы Виктор Виноградов назвал это произведение «народной поэмой о мире и войне. Доблесть русских воинов, воспетая в «Слове...», вечна».

Интересно отметить, что поэма создана в тот период, когда древнерусская литература еще не разделялась на русскую, украинскую и белорусскую. «Слово о полку Игореве» в равной степени принадлежит трем славянским народам и как начинается, так и заканчивается на высокой ноте: патриотическим обращением не только к историческим лицам, но и к народу, к массе в лице княжеской дружины во имя единения всех земель Древней Руси. Все лица в поэме являются историческими, и нет ни одного вымышленного. Польский поэт Адам Мицкевич верно заметил: «Все образы почерпнуты из природы: характеры рисованы с натуры, и, пока не изменится славянство, поэма об Игоре всегда будет народной и, больше того, сохранит печать актуальности».

Автор «Слова…», на мой взгляд, в первые столетия исторического становления древнерусского государства определил то самосознание русского народа, которое проявилось на всех этапах исторического развития России и сыграло решающую роль в битве против фашизма в 1941-1945 годах.

Система ценностных ориентиров русского писателя XX века Александра Солженицына, безусловно, является актуальной и способствует формированию читательской культуры, развитию знаний об основных культурных и литературных явлениях прошлого века.

Одна из работ А.И. Солженицына - цикл миниатюр «Крохотки», стал близким и родным. Раздумья писателя о русском народе проникнуты неотступной тревогой, волнением и надеждой. Писатель способен потревожить души так, что появляется чувство радости, надежды и уверенности. В этих лирических миниатюрах таятся заветные думы о свободе, о России, о красоте и творчестве. Верный глубокой, коренной реалистической традиции русской литературы, он близок к народному представлению о красоте как о чём-то круглом, снимающем все острые углы. Писатель с сердечной простой относится к своим героям, которые терпеливо сносили удары судьбы, он осторожно «вторгается» в маленькие вселенные человеческой души, пытаясь сохранить в современном мироустройстве традиции христианской России и меру праведности.

В кратком эссе невозможно охватить все аспекты исторического, нравственного и морального значения книги, как источника знаний. Невозможно охватить всех писателей, просветителей, внёсших неоценимый вклад в создание русской народности. Сколько поэтов, писателей достойны великой памяти. Это и Пушкин и Державин, Карамзин и Достоевский… Уходят гении, а Россия остается, есть и будет. Вот и ещё один народный писатель ушёл – Виктор Аксёнов, оставив после себя поразительные по народности повести.

Велика Россия, и создавалась её народность гением просветителей, облекших свои мысли и образы в мудрые строчки книг.

ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №73 

«Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга

Работу выполнила: Феоктистова Дарья Сергеевна, 10 класс

Литература изъята из законов тления. Она не признает смерти.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Рукописи не горят.
М. А. Булгаков

Рукописи не горят. Что хотел этим сказать Воланд, всем известный дьявол из "Мастера и Маргариты" М.А. Булгакова? С одной ли только целью показать свое могущество и всесилие повелитель зла вернул Мастеру его роман о Понтии Пилате?

Да, во время своего пребывания в Москве Воланд доказывал, вернее, ставил верующих или неверующих людей перед фактом существования Бога и дьявола. Он часто демонстрировал людям свое могущество, свою власть - но не из хвастовства, нет. Сатане, которого нам изобразил Булгаков, хвастовство не присуще.

Потому не с умыслом показать свое величие Воланд возразил Мастеру, который сжег рукопись романа: "Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят".

Так в чем тогда смысл этой фразы? Истолковать ее, конечно, можно по-разному. В том особенность таланта Булгакова - под странными, иногда даже абсурдными выражениями скрывать целую бездну возможных значений.

Но, как бы отложив в сторону разные и не столь важные подтексты этой фразы, мы находим главную мысль, которую хотел донести до нас Булгаков.

Рукописи не горят... В этой нелепой, на первый взгляд, фразе (как бы горько посмеялся сейчас Н.В. Гоголь, вспомнив сожженный 2-ой том "Мертвых душ"!) содержится глубокий смысл: литература вечна; она не подвластна ни огню времени, ни огню людского суда...

Почему "рукописи"? Почему не "книги", "тома", "романы", не "литературные произведения", в конце концов?

Но под словом "рукописи" подразумевается духовный, умственный труд - тяжкий изнурительный труд творца (намеренно не говорю "писателя", потому что писатель здесь - не просто автор книги, он настоящий творец).

Но... О чем мы, собственно, говорим? Мы только истолковали мысль М. А. Булгакова. Мысль действительно великую, но требующую разъяснений. Мы не ответили на многие вопросы. Почему литература "изъята из законов тления" и что такое вообще эти законы? Как литература может быть вечной, и вечна ли она? Многие считают, что на эти вопросы давать ответы не нужно, что все понятно и без того. В таком случае, давайте представим, что мы нигилисты и что нам все надо доказывать, или что мы ученые-философы, познающие законы бытия...

Итак, начнем с литературы и законов тления. Мы знаем, что все на этом свете имеет свое начало и конец. Нет, не так: мы это предполагаем. Наука, например, не может точно сказать, вечна ли Вселенная. О теории Большого взрыва знают все, но она не доказывает, что этот взрыв был началом. А люди, верующие в Бога, говорят - Бог был всегда. Таким образом, есть вещи, которые мы признаем вечными, хотя понятие вечности недоступно нашему разуму (но это уже из разряда того, что мы не можем и, возможно, не должны понимать).

Часто мы говорим - "вечная любовь", к примеру. Под этим понятием мы подразумеваем то великое чувство, которое не умирает, то есть существует всегда, вне зависимости от времени или чего-либо еще...

Часто мы говорим - "вечные произведения", "вечные образы". Возьмем, к примеру, Гамлета. Ведь те, кто даже не читали трагедию "Гамлет, принц Датский" Шекспира, откуда-то знают начальные строки гамлетовского монолога "Быть или не быть? Вот в чем вопрос...". И сколько лет прошло после того, как великая трагедия вышла из-под пера Шекспира? Образ Гамлета - это образ человека умного, но сомневающегося во всем, даже в общепризнанных моральных ценностях, размышляющего и потому "путающегося" в жизни. Он теоретик, мыслитель, но как практик он никуда не годится...

Почему этот персонаж называют вечным? Он вышел за границы своего "родного" произведения. Гамлеты - это целый тип человеческого характера, гамлетами мы называем людей, похожих по характеру, мировоззрению и пр. на великого персонажа шекспировской трагедии. Гамлеты встречаются во многих произведениях литературы ("Гамлет Щигровского уезда" И.С.Тургенева, к примеру; Тургенев вообще многократно обращался к "гамлетовской" проблеме; стихотворение А.Блока "Я - Гамлет. Холодеет кровь..."). Образ Гамлета "пробрался" и в музыку, и в живопись...

Мы подходим к ответу на первый вопрос, касающийся законов тления и литературы. Скажем, как в физике: законы тления устанавливают условия, при которых предмет или понятие, то есть вещь (в широком смысле этого слова) подвергается разложению, перестает существовать, умирает. Материальный объект, который мы можем воспринимать каким-либо органом чувств, рано или поздно "находит" свой конец. А вот с нематериальными объектами все обстоит иначе. Бог, дьявол (или добро, зло, как прикажете), вечная любовь и - вечные образы, литература... Все это побеждает законы тления - то есть не умирает.

А теперь подробнее о литературе. Литература... Это больше, чем просто книги в печатном или рукописном виде. Литература ведет свое начало испокон веков, зарождаясь в древнейших наскальных рисунках, постепенно обретая свои формы и образы в мифах и преданиях, сказках и сказаниях, пословицах и поговорках, выражаясь в Библии и церковных писаниях, возвышаясь в Эпоху Возрождения, становясь все более и более разнообразной в XIX-XX веках, модернизированной в XXI.

Столетиями литература претерпевала изменения. Но менялась только форма - суть же остается та же.

Не находите ли вы, что Соня Мармеладова чем-то схожа с Дон-Кихотом? Выражаясь "простым" языком, Дон-Кихот был сумасшедшим, но он действовал во имя добра: возомнил себя рыцарем, совершал "подвиги", но, как мы помним, ему действительно удавалось помогать людям... Путь Сони Мармеладовой походит на его путь. Ее тоже нельзя назвать нормальным человеком; она готова пожертвовать последним для других людей, она мученица, страдалица. Герои, изображенные разными авторами (одна - русским писателем Ф. М. Достоевским, второй - испанским Мигелем Сервантесом), герои, живущие в разных эпохах... А так много общего в них!

Отдельным доказательством бессмертия литературы можно считать тот факт, что великие писатели, великие творцы и их творения не забываются. Примеров тому не сосчитать!

Посмотрите на вашу книжную полку - наверняка на ней есть знаменитая "Одиссея" Гомера или 4 тома "Войны и мира" Л. Н. Толстого... А сколько старинных, древнейших книг хранят стены мировых музеев, библиотек, архивов, коллекционных собраний...

Зачем все это? А главное, почему? А потому, что литература, как метко выразился М. Е. Салтыков-Щедрин, "не признает смерти".

Здесь, кажется, просто необходимо привести отрывок из упоминаемого нами ранее романа:

"- Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

- Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!"

Устами Кота-Бегемота глаголет истина...

Вот что такое та неизменная суть литературы. И пусть в ней существуют тысячи различных взглядов на те или иные вещи - но мы-то знаем, что "мы говорим... на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются" (слова Воланда).

Эти разные точки зрения составляют великую истину, которую и несет через века бессмертная литература. Я говорю "бессмертная" с твердой уверенностью в этом. Бессмертие литературы заключается в том, что никогда те истины, которые она провозглашает, не устареют. Никогда. Даже если (или когда) человечества не станет... Но это другой разговор. 



ОУ: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №2"
города Великий Новгород

Работу выполнила: Дидюкова Мария Андреевна, 16 лет

Литература изъята из законов тления. Она не признаёт смерти.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Литература – небренна. Сменяются времена года, столетия, эпохи, но она не погибает, а лишь перерождается, принимая иные формы своего существования.

Есть причина бессмертию, причина, по которой ветхие томики достаются с книжных полок, и прыткие, светящиеся молодые глаза пробегают по строкам с уже непривычным глазу языком изложения мысли. Все дело в необъятном влиянии на человека, в мощной силе, действующей поначалу легко, но затягивающей подобно водовороту в свою пучину знаний и мудрости. Это одно из самых удивительных и самых пугающих качеств литературы. Вспоминается Марк Чепмен, который убил Джона Леннона после того как прочитал "Над пропастью во ржи". Я хочу сказать, что одна книга может полностью изменить сознание человека, она способна перевернуть все с ног на голову, а потом ядерную бомбу внутрь бросить, после чего невозможно жить так, будто этого не случилось.

Книга - бессмертное детище своего создателя только в том случае, если она находит своего читателя. «И в хаосе этого страшного мира, под бешеный вихрь огня проносится огромный, истрепанный том Шекспира и только маленький томик - меня...» И дело не в том, насколько большую аудиторию привлекло это произведение, а в том, столько душ излечило, пусть одну, но кто-то, где-то, улыбнулся и, подняв голову вверх, сказал, будто в небо: «Спасибо».

Литература - предмет познания, а средство, способствующее этому познанию – человеческий разум. Её метаморфоза совершается только через призму сознания живого, настоящего, тленного. Литература подобна меньшему брату, которому необходимо присутствие человека, его защита, внимание, большая отдача. Мнение Юрия Бондарева, которое он отражает в своей книге «Мгновения» достаточно точно интерпретирует мою позицию: «Книга, написанная последним художником на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии прекрасного, всего лишь бумажный хлам, мусор, потому что цель книги – не крик в пустоту, а отражение в душе другого человека, передача мыслей, переселение чувств». Цитате Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Литературе изъята из законов тления. Она не признаёт смерти» необходима оговорка, «только с присутствием человека в этом мире». Человека желающего развиваться, мыслить, познавать, реализовывать себя путем прочтения. Неспроста в мире, который создают писатели антиутопий, где существование механическое, роботизированное, где каждое действие под контролем, а вольнодумие жестоко наказывается, и свободу регулирует государство, нет места книгам с «настоящий нутром». Роман «1984» Джорджа Оруэлла явный тому пример. Введение «новояза», книги, связанные только с партией, факты, которые поддаются редактированию, прошлое, которое изменяется по желанию настоящего и будущего, все это приводит к краху личности, индивидуальной, самостоятельно мыслящей, оставляя лишь оболочку с бездуховным наполнением, которое так старательно воспитывала литература.

«…Двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!» - пишет Рэй Брэдбери в своей книге «451 градус по Фаренгейту». Меньше книга, меньше мыслей, больше подчинения, смирения, отсутствия сопротивления. В таком случае литература на грани смерти, на грани исчезновения, это - её главная уязвимость, осознавая данный факт, находятся люди, что умирают в огне со своими книгами, люди, что учат их наизусть, чтобы пересказать другим, чтобы сохранить великое слово «Литература».

На картине художника-сюрреалиста Владимира Куша, которого называют «русским Сальвадором Дали» изображена раскрытая книга, посредине которой находится женщина-бабочка, держащая в руках младенца. Мне кажется, так автор хотел показать чистоту, красоту и беззащитность книги при таком внушающем размере. Она настолько плодотворна, что рождает идеи и окрыляет человека. Это все отсылает к мысли, высказанной мною ранее. Книга не одиночный объект, она существует в синтезе, в связи, в гармонии с человеком, в атмосфере других книг.

Гюго говорил: Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество. Смерть литературы наступит, если так решит общество, но, надеюсь, книга и человек будут вечными друзьями и соратниками, и их дороги никогда не разойдутся.


ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №418
Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Работу выполнила: Смирнова Анастасия Витальевна, 16 лет

Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду
Джосеф Аддисон

По мнению Джосефа Аддисона, «хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду». Как известно, книга – это источник знаний, доступный сегодня практически каждому. Книги передают мудрость, которая обретена не одним десятилетием жизненного пути ее автора. Так что же автор подразумевает под понятием «хорошая книга»?

Все, что завещано человеческому роду, должно нести пользу. С тех пор, как появился человек разумный, человечество придумало массу вещей, облегчающих ему жизнь. Эти вещи служат людям в пределах своего назначения. Но есть среди изобретений человека одно, которое перевернуло мир и служит нам верой и правдой на протяжении многих столетий. Это изобретение – книга.

Еще до появления книги люди пользовались самым древним способом передачи знаний в истории человечества – устной передачей. После люди начали осваивать письмо. И для письма использовалось почти все, на чем можно было писать – глиняные таблички, кору дерева, листы металла и т.п.

Первые летописи были документальными описаниями того, что происходило в том или ином государстве, они очень ценны, ведь именно из них мы узнаем о том, как жили наши предки и можем адекватно оценивать реальные исторические события. Летописанием преимущественно занимались монахи. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа. Если летопись велась по поручению князя, то она обычно носила официальный характер, отражала политические взгляды этого правителя, его симпатии и антипатии. Но составители летописей, даже выполняя определенный «заказ», нередко проявляли независимость мысли и даже подвергали критике действия и поступки князей, если они казались им заслуживающими порицания. Древнерусские летописцы всегда стремились писать правду, «не украшая пишущего».

Из древних книг можно узнать не только о политических и экономических событиях, но и о том, как, например, производилось традиционное оформление цветами, или как готовили то или иное блюдо. К сожалению, до нас дошло очень мало подобных книг, ведь в древности очень часто случались войны, в ходе которых в огне уничтожались целые города, гибли и библиотеки, хранители этих заведений успевали спасти лишь самые ценные и важные книги.

Так, например, в 48-47 годах до нашей эры Юлий Цезарь воевал в Египте, вмешавшись в династическую войну между Клеопатрой и ее братом Птолемеем XIII Дионисом. В результате военных действий в городской библиотеке случился большой пожар, и он уничтожил все накопленные свитки. Погибли рукописи Софокла, Эсхила, Еврипида. Сгорели египетские манускрипты со сведениями о древних цивилизаций, возможно и об Атлантиде. Клеопатра после пожара пыталась восстановить Александрийскую библиотеку, любовник Марк Антоний помогал ей, ведь книги на тот момент помогали врачам изучать человеческий организм, поэтам изучать способы стихосложения, математикам находить забытые уравнения, путешественникам изучать древние карты, но снова собираемые рукописи уже не могли заменить сгоревшие.Еще с древности человек заботился о сохранности книги, ведь только с помощью нее можно было передать знания из рода в род.

Человечество всегда ценило книгу, но в современном обществе она не всегда несет в себе полезную информацию. Разнообразие литературы в наше время огромно, но всякое ли чтиво полезно для человека?

Существуют книги, без которых можно прожить, «дурные» книги, которые портят человека, делая его глупее. Какая же книга сможет «продлить нам жизнь», а какая только «съедает» ее? Думаю, каждый оценит классическую русскую литературу, это: Л.Толстой, А.Чехов, Ф.Достоевский, А.Пушкин и другие писатели, на которых держится вся русская литература. Эти люди учили нас любить, смеяться, жить более глубокой жизнью, учили справедливости и доброте, указывали на ошибки, раскрывали жизнь во всех ее проявлениях, отдавая ей честь.

Я хочу немного рассказать про своего земляка, который тоже родился в Кронштадте. Этого человека зовут Николай Гумилев. В его творчестве отражается тема мужественного преодоления. Он призывал читателей на героические поступки, представляя своего героя как сильную личность. храброго и жесткого воина, человека «без предрассудков». В «Записках кавалериста» Гумилев раскрыл все тяготы войны, ужас смерти, муки тыла. Тем не менее не это знание легло в основу сборника. Видя народные беды, Гумилев пришел к широкому выводу: «Дух … так же реален, как наше тело, только бесконечно сильнее его».

Новое поколение - поколение потребителей, людей, которые требуют все и сразу, которые находятся постоянном поиске себя. Им необходима общая идея, пример жизни, раскрытие души. Множество возможностей дает книга. Ты словно побывал в местах, где никогда не был, сошелся с людьми, с которыми никогда бы не пересекся, а это - новый опыт, новая грань, новый угол зрения. Именно так нам представляется «хорошая книга». Книга, которая, в первую очередь, воспитывает человека, она открывает перед ним новый интересный мир, формирует у него жизненные взгляды и убеждения, она развивает, учит мыслить, фантазировать, мечтать. Это основные ее функции, и за это книгу нужно уважать.

Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5448) от 28.04.2015.


Комментарии