Порог милосердия

В ноябре прошлого года мы уже рассказывали о том, что для инвалида-колясочника поездка в храм – настоящая радость! Только сопряжена она с определенными трудностями – многие церкви не оборудованы пандусами. Настоятели храмов сетуют на то, что его установка требует длительного согласования с КГИОП (см. «Пандус для храма» от 6.11.2014 г.). Мы же попытались разобраться, какие еще есть решения этой проблемы и так ли она безнадежна.

Порог милосердия | ФОТО news.vitebsk.ss

ФОТО news.vitebsk.ss

А дело-то и выеденного яйца не стоит: давно разработаны и пользуются широким спросом мобильные пандусы, легкие в перевозке и установке. Самыми востребованными являются ролло-пандусы, которые легко сворачиваются в рулон, и их установка занимает буквально 10 минут. Такими пандусами в рамках социальной программы для инвалидов «Доступная среда» оснащены Казанский и Сампсониевский соборы, храм Спас-на-Крови. И это понятно – ведь они культурное лицо нашего города, и, соответственно, их часто посещают иностранные туристы, среди которых немало людей с ограниченными возможностями.

Кстати, цена такого пандуса определяется метражом, и самый дешевый стоит две тысячи рублей за погонный метр. Таким образом, 5-метровый пандус обходится всего в 11 – 12 тысяч. Для сохранности на ночь его можно снимать. Думается, что для бюджетов храмов, где ведутся многотысячные ремонты, эта сумма вряд ли является шокирующей. Есть и другие, еще более простые разборные конструкции.

По словам социального работника Юлии Рубцовой, много лет курирующей пациентов Павловского психоневрологического интерната – инвалидов, которые посещают храм равноапостольной Марии Магдалины, «чтобы организовать пандусы, надо просто озаботиться этой проблемой». И посему автор, вооружась информацией и фотографиями технических новинок, обратилась с прошением оборудовать лестницу разборным, мобильным пандусом во Владимирский собор – один из самых красивых и посещаемых в Петербурге. Тем более что там как раз велись ремонтные работы.

Валентина Павловна, служительница на вахте, посоветовала: в случае если в семье есть инвалид, воспользоваться помощью казачьей дружины, которая дежурит в храме. Для этого необходимо заранее позвонить по тел. 312-19-38 и сообщить о дате и времени приезда, чтобы добровольные помощники не заставили себя ждать.

Социальный работник прихода Лилия Геннадьевна проблемы вообще не поняла: «Наших инвалидов на дому посещают прихожане, а причащать их приходит священник». На мое возражение, что многолетнее сидение в четырех стенах для больных тягостно, а причастие в домашних условиях и в сравнение не идет с посещением богослужения в храме, что приезд сюда для инвалида – настоящий праздник, она посоветовала обратиться к заместителю старосты прихода Рафаэлю Сергеевичу, сказав, что «техническими вопросами занимается он».

Я согласна, установка пандуса – вопрос, конечно, технический. Тем более что при строительстве новых церквей СНиПы обязывают оснащать их пандусами, без этого проектную документацию могут и не согласовать. Но и культурный тоже.

«Нам КГИОП и гвоздя не позволяет забить без согласования! – посетовал заместитель старосты – о новой технической возможности для инвалидов-колясочников он тоже не знал. – Несколько раз в год к нам на богослужение приезжают группы детей-инвалидов. И мы всех на руках носим наверх!».

Все же на его столе остались мое прошение к приходскому совету и старосте прихода об установке пандуса и фотографии мобильных конструкций с указанием цен.

На ступенях храма я провела мини-опрос «Нужен ли храму пандус?». Из 65 опрошенных 64 наличие пандуса посчитали нормой. «Но мы просто об этом не думаем, пока на ногах!».

Через две недели заместитель старосты сообщил мне, что прошение удовлетворено и в настоящее время инженер, ответственный за ремонт собора, подбирает подходящую для храмовой лестницы конструкцию пандуса.

Следующим был Казанский собор Новодевичьего монастыря. Отец Петр, священник храма, охладил мой пыл: «Зачем вы так по-западному? Вот у нас святой Илья Муромец 30 лет парализованный на печи дома лежал, и никто его в храм не возил! Но если уж так надо, колясочника в храм поднимут прихожане, как заповедано, «носите тяготы друг друга». Вероятно, с его точки зрения, отсутствие пандуса должно воспитать у прихожан милосердие, о том, какие чувства испытывают инвалиды, он не подумал.

Выходя из храма, я увидела инвалида на коляске, стоящей поодаль, и осмелилась обратиться к нему с вопросом: «Что было бы удобнее вам: подняться в храм самому по пандусу или просить людей о помощи?». Ответ был однозначен: «Самому! Безнадежность наших недугов с годами надоедает всем: и медицине, и родным... Очень тяжело быть во всем зависимым! Вплоть до мелочей... А пандус – это мелочь».

Прошение на имя игуменьи Софии об установке пандуса было оставлено у секретаря монастыря. Через неделю я сняла телефонную трубку – пресс-секретарь игуменьи сообщила, что с районной администрацией по пандусной теме ведутся переговоры, и поблагодарила за сотрудничество в этом нелегком деле.

Потом были беседы со священниками еще в нескольких храмах, и в этих переговорах, к сожалению, всплыла на поверхность первопричина «беспандусности» наших храмов – это отсутствие у прихожан интереса к проблемам инвалидов, неумение общаться с ними даже в рамках приходской общины и в какой-то мере непонимание самими пастырями проблем людей с ограниченными возможностями. Священники, что традиционно, более заботятся о благоукрашении своих храмов, на что и призывают прихожан творить милостыню, зачастую вовсе не напоминая им о деятельном милосердии по отношению друг к другу. Не говоря о тех, кто в храме отсутствует, живя практически взаперти – за стеной непонимания.

Много ли мы видим в храмах инвалидов-колясочников? А их в Петербурге около 100 тысяч душ! Может быть, появление пандусов на ступенях храмов даст возможность нам, их прихожанам, лучше прочувствовать настоящую реальность православия?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5392) от 05.02.2015.


Комментарии