Окопная правда Николая Никулина

В Санкт-Петербургском доме писателей на Звенигородской состоялся вечер памяти, посвященный фронтовику Николаю Николаевичу Никулину. Сегодня его имя достаточно известно читающей публике: с его «Воспоминаний о войне» началась серия «Писатели на войне, писатели о войне», которая выходит в нынешнем году под эгидой городского комитета по печати. Однако тем, кто интересуется военной темой, его мемуары были хорошо знакомы и прежде: еще в 2007 году их издал Государственный Эрмитаж. А спустя два года, в марте 2009 года, Никулина не стало...

 Окопная правда Николая Никулина | Источник: savok.org

Источник: savok.org

То, эрмитажное, издание было выпущено небольшим тиражом, в широкую продажу не поступило, но книга сразу же получила огласку, вызвав диаметрально противоположные оценки. Не всем понравилась жесткая, нелицеприятная, порой кажущаяся несправедливой «окопная правда» в версии Никулина. Книгу читали в Интернете, перепечатывали, о ней ожесточенно спорили. Одни называли ее долгожданной правдой о войне, другие – оскорблением памяти фронтовиков и клеветой на армию.

В середине 1990-х годов еще в рукописи произведение прочитал Василь Быков. «Нелегкое это было чтиво – столько Вы вывалили нашей страшной войны, которая в общем уже стала забываться. Даже ее участниками, – признавался Быков в письме Никулину. – Конечно, правда о войне не реализована ни наукой, ни искусством, – главная и основная так, по-видимому, и уйдет в небытие».

...Николай Никулин отправился на войну добровольцем в 1941 году, окончив школу-десятилетку. За четыре года побывал связистом, санинструктором, артиллеристом, разведчиком, пехотинцем. Сражался под Ленинградом, воевал в печально знаменитом Погостье. Прошел Прибалтику, Польшу, Восточную Пруссию, закончил войну в Берлине в звании сержанта. Был четырежды ранен, контужен.

После войны Никулин осуществил свою мечту – стал искусствоведом. С 1949 года работал в Эрмитаже, более полувека трудился в отделе западноевропейского искусства. Был автором свыше двухсот статей, книг, каталогов, учебников и учебных пособий, посвященных нидерландскому искусству. В течение многих лет являлся хранителем немецкой живописи XV – XVIII веков. Многие искусствоведы и сегодня с гордостью причисляют себя к школе Николая Никулина, а Михаил Пиотровский называл Никулина «историком искусств от бога». Михаил Борисович был и автором предисловия к первому, эрмитажному, изданию «Воспоминаний о войне».

– Тихий и утонченный профессор выступил как жесткий и жестокий мемуарист, – отмечал Пиотровский. – Его книга – суровая и страшная. Читать ее больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда...

Описания боев и подвигов в книге сведены к минимуму. Смысл книги сам Николай Николаевич определял так: «В официальных мемуарах отсутствует подлинная атмосфера войны. Мемуаристов почти не интересует, что переживает солдат на самом деле... Большинство военных мемуаров восхваляют саму идею войны и тем самым создают предпосылки для новых военных замыслов. Тот же, кто расплачивается за все, гибнет под пулями, реализуя замыслы генералов, тот, кому война абсолютно не нужна, обычно мемуаров не пишет... Мой взгляд на события тех лет направлен... снизу, с точки зрения солдата, ползущего на брюхе по фронтовой грязи, а иногда и уткнувшего нос в эту грязь».

На протяжении всей книги, выстраданной, ставшей итогом многолетний раздумий и переживаний, Николай Никулин постоянно задает вопрос: почему столь высокой оказалась цена Победы? Почему столь безжалостны были большинство наших военачальников по отношению к солдатам? И почему те с покорной обреченностью, безропотно и не рассуждая, шли на верную смерть? «Я видел это в Погостье, а это, как оказалось, было везде, – отмечал Никулин. – Война, которая велась методами концлагерей и коллективизации, не способствовала развитию человечности. Солдатские жизни ни во что не ставились».

Впрочем, Николай Никулин шел дальше: «Война всегда была подлостью, а армия, инструмент убийства – орудием зла. Нет и не было войн справедливых, все они, как бы их не оправдывали, – античеловечны»...

Такой взгляд – антивоенный, обличительный, не очень вяжется с юбилейным пафосом Победы. Тем не менее, как рассказали в Доме писателей, немалый, по сегодняшним меркам, тираж никулинских воспоминаний (17 тысяч) раскупили за несколько недель. Сейчас готовится дополнительный тираж.

– Это одна из самых правдивых книг о войне, написанных в нашей стране, – отметил на вечере памяти Никулина директор Дома писателей Владимир Малышев. – На мой взгляд, книга глубоко патриотична. Ибо она свидетельствует, какой же все-таки несгибаемой силой духа должен обладать наш народ, чтобы преодолеть все то, что выпало на его долю, и победить...

Малышев признался, что и сейчас книга вызвала неоднозначную реакцию. Были жалобы: мол, это «клевета на победу», книгу надо изъять и сжечь.

Любопытно, что правду Никулина гораздо чаще принимают представители старшего поколения. А вот значительное число молодых людей, особенно занимающихся военно-патриотическими делами, стали яростными противниками никулинского взгляда на войну. «Это мифотворчество, субъективный взгляд. Этого вообще не было!» – считают они.

– Никулин отрицательно относится к советской власти и личности Сталина. По этой причине он пропускает исторические события через фильтр своего восприятия. Не сомневаюсь, что много ценной информации было отсеяно внутренним идеологическим фильтром Никулина. А жаль, – считает художник-баталист Денис Базуев.

Горячая дискуссия вокруг книги развернулась и на вечере памяти. Очень быстро определились две противоположные стороны. Противники говорили о том, что книга тенденциозна, что в ней собрана в кучу вся «грязь», а в результате Никулин унижает русского человека, позорит нашу Победу. И вообще, если бы наша армия была такой бездарной, она бы не дошла до Берлина и не одержала Победу.

Те, кто знал Никулина лично, в том числе по Эрмитажу и Академии художеств, говорили, что это был удивительно светлый человек, отличавшийся абсолютной порядочностью и честностью. Может быть, молодые, обуреваемые романтикой военных подвигов и героизма, просто не хотят верить в то, что Никулин видел собственными глазами?.. Действительно, войной в подобном описании едва ли можно гордиться. А ведь гордиться подвигами и Победой очень хочется...

– Обе стороны, героическая и страдальческая, – две правды одной войны, – попыталась примирить выступавших историк Татьяна Минникова. – Но ведь книга не только о войне. Она об отношении к людям. Никулин ставит давний вопрос: нельзя жить по принципу «цель оправдывает средства»... Эта книга – завещание фронтовика нынешнему поколению делать все возможное, для того чтобы ужасы войны оставались только в книгах. Даже самых спорных.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (5438) от 14.04.2015.


Комментарии