Обед за три копейки

Заглянув в хорошо знакомый выставочный зал музея «Разночинный Петербург» в Большом Казачьем переулке, я в первую минуту даже не понял, где оказался... Посреди привычного пространства – огороженный заборчиком археологический раскоп. На дне – песок, орудия труда и в изобилии разбросанные артефакты... Словно бы искатели древностей только что оставили свои мастерки и лопаты и оправились передохнуть, а мы получили редкую возможность украдкой поглядеть, что же они там копают...

Обед за три копейки | Непростая это задача – распределить артефакты разных эпох согласно исторической хронологии.ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Непростая это задача – распределить артефакты разных эпох согласно исторической хронологии.ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Все те предметы, что тут можно увидеть, археологи передали в музей в 2012 году. Это результаты раскопок, произведенных сотрудниками отдела охранной археологии Института истории материальной культуры у Большеохтинского моста – в квартале между Тульской улицей, Смольным проспектом, улицей Бонч-Бруевича и Синопской набережной. Теперь там уже вовсю идет строительство.

Долгое время на том месте, где работали археологи, был пустырь. Именно поэтому исследователей ждала удача: культурный слой XIX – XX веков там практически не был поврежден. И если следы села Спасского, находившегося здесь еще в допетровское время, не встретились, то «петербургские слои» оказались чрезвычайно богатыми на артефакты. Ведь возле переправы через Неву с 1730-х годов находился казенный питейный дом. А в ХIX веке – жилище купца Янкина и его торговые ряды...

Музейщики столкнулись с вопросом: как интереснее всего продемонстрировать находки? Дизайнер Никита Сазонов предложил принципы театральной декорации и попал в точку! За рубежом при показе археологической коллекции нередко используется черный фон, чтобы сделать максимальный акцент на предметах. У нас такое в новинку...

– Мы попробовали найти особый подход, сделав экспозицию вместе с благотворительным фондом PRO ARTE и Институтом истории материальной культуры РАН. Получилось соединение науки, дизайна и музейной среды, считает куратор выставки «Занимательная археология» Виктория Соонвальд, старший научный сотрудник «Разночинного Петербурга».

Создатели экспозиции называют ее «тренажером». Там, наверху, как будто бы дорога, а найденные артефакты – у нас под ногами. До песчаного слоя так близко, что, изловчившись, до него можно дотронуться рукой.

– Дети у нас иногда таскают оттуда черепки себе на память, – говорит Соонвальд. – Мы закрываем на это глаза. Главное, что они заинтересовались. Для неподготовленных посетителей начинаем с азов: что такое археология, чем занимаются археологи. Рассказываем, что археология – это не только романтика, но и физическая работа – тяжелая, порой черная...

Самые ценные артефакты помещены над импровизированным раскопом в стеклянных колбах, которые приводятся в движение нехитрым веревочным механизмом. Посетителям выставки нужно их «распределить» по эпохам. К примеру, где будет XX век? Правильно, наверху, под самой «мостовой». Тянем за веревочку, и артефакт перемещается наверх. XIX век – где-то посередине. Туда, к примеру, перемещаем колбу, в которой лежит раковина с побережья Красного моря. Купец Янкин когда-то привез ее из путешествия, а может быть, получил в подарок.

Фарфоровая чашечка XVIII века, уместившаяся еще в одну колбу, по всей видимости, принадлежала хозяевам питейного дома, где была только глиняная посуда. Удивительно, как она уцелела, ведь больше ни одной подобной чашки, даже фарфоровых черепков, археологи в слое XVIII века не нашли. Еще в одной колбе – берестяной лапоть, тоже оказавшийся в слое «осмьнадцатого» века. Кожаную обувь носили в центре города, а тут, на окраине, ходили в лаптях...

– Нам важно объяснить, что археологи не только копают, но и считывают информацию с найденных предметов и их расположения. Поэтому мы учим детей понимать смысл артефактов и проводим совместное «расследование», – поясняет куратор выставки.

К примеру, казенный питейный дом был рассчитан на людей небогатых. Поэтому частыми находками стали глиняные миски, характерные еще для Московской Руси. Для Петербурга XVIII века – это редкость.

Кстати, благодаря раскопкам на Тульской «Разночинный Петербург» стал обладателем еще и нумизматической коллекции. Почти полторы тысячи монет было найдено под полами казенного питейного дома. Самая ранняя – чеканки 1727 года, самая поздняя относится к началу XIX века. Как они там оказались? Можно предположить, что когда-то они падали на пол, проваливались через щели и там копились год от года...

– Любопытно, что чаще всего встречались монетки номиналом от одной копейки до трех, – обращает внимание Виктория Соонвальд. – И этому тоже есть объяснение. По всей видимости, именно столько стоила в ту пору обычная порция еды в казенном питейном доме: в глиняной миске приносили щи, а в зеленых стеклянных стаканчиках (их фрагментов было обнаружено очень много) – хлебное вино...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (5390) от 03.02.2015.


Комментарии