Не ошибается тот, кто ничего не пишет

Нескучно, бесплатно, добровольно, при желании анонимно проверять собственную грамотность будем 18 апреля, а 13 марта стартует подготовка к этому традиционному уже ТД, тотальному диктанту – акции, участвовать в которой может любой желающий.

Не ошибается тот, кто ничего не пишет | Источник: news.vtomske.ru

Источник: news.vtomske.ru

Тотальная диктатура

Напомним, начиналось все в 1994 году с забавы студентов Новосибирского госуниверситета – тогда гуманитарии проверяли грамотность естественников. Теперь затея разрослась до мировых масштабов: в прошлом году диктант по русскому писали 64 тысячи человек из 48 стран, охвачены были все шесть континентов (Антарктиду представляли участники Российской полярной экспедиции). Да что там мир – организаторы говорят о вселенском размахе: в прошлом году участвовал космонавт Олег Артемьев.

В последние годы оригинальный текст для «тотальника» создает приглашенный писатель (были Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов); в этом году «главным диктатором», как называют автора текста, выбрали Евгения Водолазкина.

Уроженец Киева, живет в Петербурге, диктовать текст, по традиции, будет на родине проекта, в Новосибирске, – что будет транслироваться и в Интернете. В прочих местностях (уже заявились 250 российских городов и 100 зарубежных; количество растет с каждым днем, вот только что присоединился мексиканский город Мерида на полуострове Юкатан; Украина тоже собирается) будут свои «диктаторы». Это известные персоны, чьи имена огласят ближе к делу.

Евгений Водолазкин интересен тем, что не только писатель (лауреат премий, в том числе «Большой книги»), но и доктор филологических наук. Вообще в этом году отмечают «научно-методическую составляющую» мероприятия. Как говорит руководитель проекта Ольга Ребковец (ТАСС устроил телемост «Петербург – Москва – Екатеринбург – Новосибирск»), тотальный диктант не только собственно запись под диктовку. Это и подготовительные бесплатные курсы по пятницам, и последующий научный анализ результатов диктанта. Результаты поступают в Орфографическую комиссию РАН, дабы ученые могли следить за «живым языком». И эти приключения русского языка ученые оценивают неоднозначно.

– Грамотность наша падает, – сетует автор нынешнего диктанта Евгений Водолазкин. – Падение грамотности – хуже, чем падение рубля. Потому что одна из по-настоящему конвертируемых наших ценностей – русская литература.

Евгений Германович видит в манере писать «превед!» и «кросавчег» этакую маскировку неумения писать грамотно и манеру мыслить столь же неаккуратно. Однако лингвист Владимир Плунгян (член Совета при президенте РФ по русскому языку) настроен спокойнее: соль в том, что когда-то правила написания отклонились от произношения, а в этих «превед, кросавчег» – именно что сознательная игра, потому что человек тут не «пишет, как слышит», а ровно наоборот, усугубляет до невозможности разницу между произношением и написанием (уж «прЕвеД» не слышится никому).

– Бывают периоды, когда написание регламентируется строже, – комментирует Плунгян. – Но часто общество, которое очень энергично заставляет своих граждан писать одинаково, заставляет их делать и много других вещей. Более свободное общество терпимее к отклонениям.

Имеется в виду, конечно, не попустительство в отношении ошибок, а невозмутимое отношение к неологизмам и неформальной письменной манере изъясняться.

– Безграмотность и невежество – один из ресурсов развития языка, – признает специалист по древнерусской литературе Водолазкин. – Как филологу мне это очень интересно. Но как носителю языка... Тут смешанные чувства.

Впрочем, в глазах Евгения Водолазкина нисколько не упал его знакомый интеллектуал-медиевист, который искренне пишет «координально» – да, с «оо».


«Президент» с большой буквы?

Владимир Плунгян считает, что ТД дает возможность специалистам рассмотреть проблемные точки. Правила русской орфографии, и особенно пунктуации, – не раз и навсегда данная вещь. Изменения нужно если и вводить, то очень осторожно, иначе мы обречены менять правила каждые несколько лет; но «понимать, что происходит, – нужно».

Лингвист приводит примеры таких проблемных точек. Различие между «ранеННым пулею солдатом» и просто «ранеНым» – по мнению ученого, скорее дань традиции (и вопрос, обоснованной ли). А вот то, что народ повадился писать вместо «где бы НИ был» почему-то «не», – достойно сожаления.

Главные сложности вызывает пунктуация, потому что она в отличие от орфографии по сути своей вариативна.

– Когда в Орфографической комиссии заходит речь о том, что действующие правила русской орфографии и пунктуации нуждаются в пересмотре, ни в коем случае не нужно оценивать это как реформу и даже как корректировку, – говорит председатель экспертной комиссии ТД в Петербурге Светлана Друговейко-Должанская (она член Орфографической комиссии РАН, Совета при президенте РФ по русскому языку, Совета по культуре речи при губернаторе). – Речь идет о том, чтобы правила русской пунктуации изложить в несколько более систематическом виде.

Журналисты почти смирились с тем, что в пресс-релизах если указано «председатель комитета» – так обязательно оба слова с заглавной. О «губернаторе» и говорить нечего. Непременно с большой буквы. Светлана Друговейко-Должанская успокоила:

– Даже «президента страны» следует писать с прописной только в официальных документах, к каковым относятся только государственные акты. Но буква прописная имеет в сознании ранговую функцию, и когда мы пишем что-то с прописной, мы стараемся повысить статус называемого объекта.

Впрочем, добавляет Светлана Викторовна, очень часто изменение в практике употребления приводит к изменению нормы. И в договоре уже никого не удивит «Василий Кубышкин, именуемый в дальнейшем Арендатор».


Отдохнем от публицистики

Однако эксперты сошлись во мнении: скорее не грамотность пошла на убыль, а безграмотность стала заметнее.

– Раньше столько людей не писали, – говорит Евгений Водолазкин. – Сейчас пишут почти все. Есть вдохновенные экстраверты, которые в блоге описывают свой день поминутно, включая чистку зубов и посещение туалета.

– 50 лет назад такие люди просто не писали или писали мало, – согласен Владимир Плунгян. – Мы просто чуть лучше видим реальную картину обращения людей с орфографией.

Текст тотального диктанта традиционно вовсе «не школьного уровня», посложнее. Поэтому крепкая троечка считается буквально «удовлетворительной». Как предупреждает Светлана Друговейко-Должанская, текст этого года будет труднее прежних:

– Это текст не публицистический, а художественный, а лексикон художественного текста всегда более разнообразен, чем лексикон текста публицистического.

Как сказал Евгений Водолазкин, текст – материалы его нового романа. «О хорошем, светлом; о Петербурге Серебряного века».

В 2014 году в Петербурге диктант писали 1800 человек – в четыре раза больше, чем в 2013-м. Ирина Рожкова, главный координатор ТД в Петербурге, рассчитывает уже на 4 – 5 тысяч человек. По опыту прошлого года хотят подготовить специальную площадку для пожилых – чтобы ближе к метро, с пандусами. На сайте Totaldict.ru (вверху нужно выбрать свой город) будут указаны площадки – и для пятничных тренировок, и для собственно диктанта. Чтобы не переполнять аудитории вузов и библиотек, на диктант нужно записаться (регистрация начнется 7 апреля).

Диктант можно будет писать и на компьютере, слушая диктовку по прямой трансляции. Да уже и сейчас можно тренироваться: на сайте выложены записи прежних диктовок с последующим разбором ошибок. К слову: страны, регионы, города не будут состязаться в грамотности (тут ТД не показатель) – разве что в количестве участников.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5410) от 04.03.2015.


Комментарии