Наказание рублем не получается
Введение повышающих коэффициентов при оплате коммунальных услуг, о необходимости которых так долго говорили законодатели, вновь откладывается.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
В середине марта по всем регионам России разлетелось письмо Минстроя РФ (# 7288-ач/04), в котором даны очередные разъяснения. Минстрой напомнил, что позиция федеральных властей, прописанная в коммунальных правилах и законодательстве об экономии ресурсов, остается неизменной (во всяком случае теоретически): граждане, не установившие в домах и квартирах счетчики воды, тепла и электроэнергии, должны оплачивать эти услуги по нормативам, но с применением повышающих коэффициентов. Это наказание рублем должно было начать действовать с нынешнего года. С 1 января по 30 июня 2015 года граждане без счетчиков должны были уже оплачивать 1,1 норматива, с 1 июля по 31 декабря 2015 года – 1,2, с 1 января по 30 июня 2016 года – 1,4, с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 1,5, и с 2017 года – 1,6 от норматива. Но коэффициенты так и остались теорией, которую неясно как применять на практике.
Теперь Минстрой РФ, как следует из его письма, возлагает решение на регионы. Министерство извещает, что органам государственной власти субъектов Федерации необходимо принять местные распоряжения-постановления, в которых должны быть установлены как нормативы потребления коммунальных услуг без повышающих коэффициентов (базовые), так и с применением оных – с указанием сроков их действия. В письме Минстроя особо подчеркивается, что никто – ни управляющие компании, ни ТСЖ, ни ЖСК, объединенные общим определением «исполнители коммунальных услуг», – не имеют права рассчитывать платежи с применением коэффициентов, пока комитет по тарифам Санкт-Петербурга не выпустит соответствующее распоряжение. Об этом, кстати, предупредил и сам городской комитет, как только получил письмо из Минстроя.
Вообще-то ничего сложного в изготовлении такого документа нет. Все данные имеются, базовые тарифы в Петербурге (да и во всех иных городах России) давно приняты. К примеру, норматив по холодной воде в Петербурге – 5,48 «кубов» на человека в месяц. Даже школьник в состоянии подсчитать нормативы, отягощенные коэффициентами: по нарастающей – 6,28, 6,58, 7,7...
Но комитет по тарифам не спешит давать отмашку. И, признаться, позиция эта вызывает уважение. Очень уж много неясного, некорректного, да и несправедливого в самой идее материального наказания за отсутствие счетчиков. Справедливее было бы дать гражданам возможность самим разобраться, подсчитать и решить, ставить счетчик или нет.
Следы подобных размышлений, как ни смешно, просматриваются и в письме Минстроя. Так, особо подчеркивается, каким важным обстоятельством является техническая возможность или невозможность установки счетчиков.
В отношении общедомовых приборов существует целый ряд абсолютно конкретных факторов «невозможности». К примеру, не единожды в законодательстве России указано, что в домах, которые до 1 января 2013 года признаны ветхими или аварийными, подлежащими сносу или капитальному ремонту, а также в домах, где объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых гигакалории в час, установка узла учета тепла признается невозможной. А потому – всегда применяется базовый норматив.
В отношении квартирных приборов до такой точности, увы, законодательство еще не созрело. Минстрой – тоже. Хотя вопросов и у граждан, и в управляющих компаниях становится все больше и больше. Так, никто не может объяснить, как быть с учетом коммунальных услуг в огромных питерских коммуналках. Минстрой тоже не может. Однако уже настоятельно рекомендует заняться составлением актов о невозможности установки счетчиков. А для этого рекомендует собственникам обращаться в свои управляющие компании.
Впервые в письме Минстроя разъясняется, куда же должны направляться средства, полученные дополнительно в результате применения повышающих коэффициентов. Если в доме нет прибора учета, то все деньги в полном объеме (с учетом повышающих коэффициентов или без оных) перечисляют в ресурсоснабжающую организацию: в тепловую ли, в «водяную» ли. Если же общий счетчик имеется, то расчет с поставщиком управляющая компания производит по счетчику, а разницу между базовым и повышенным нормативом оставляет себе. Минстрой определяет, как должны использоваться полученные таким образом деньги: на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Какие именно это мероприятия, определяется в договоре управления по согласованию с собственниками.
В письме Минстроя оговариваются особенности определения платы за водоотведение. Вообще-то потребителям они давно известны. Но повторить не вредно. Если в квартире нет прибора учета воды, то плата за водоотведение определяется по соответствующему нормативу. В Петербурге он равен сумме нормативов на холодную и горячую воду. Ну а когда будут-таки введены коэффициенты (если будут), то платить за водоотведение придется из расчета суммы двух повышенных нормативов на ту и другую воду. Разумеется, если гражданин не озаботится получением акта о невозможности установки счетчиков воды.
Все вышесказанное не относится к газоснабжению. Наличие или отсутствие газовых счетчиков никаким образом не влияет на газовые нормативы. В этой отрасли – свои законы и правила. Коммунальные коэффициенты и наказания здесь неприменимы.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5427) от 30.03.2015.
Комментарии