Исправленному верить
Октябрьский форум в Пензе с участием работников образования и президента России продолжают жарко обсуждать. Напомним, Минобрнауки услышало на педагогических заседаниях много познавательного и пренеприятного. Петербургскую делегацию на форуме, организованном Общероссийским народным фронтом, возглавлял директор лицея # 369 Константин ТХОСТОВ, руководитель регионального отделения Всероссийского педагогического собрания. На форуме он вел «круглые столы», посвященные одному из самых жестких вопросов — учительской зарплате. И, говорят, не на шутку пикировался с чиновниками.
— Константин Эдуардович, о чем с чиновниками спор вышел?— Моей задачей было поднять как можно больше вопросов от людей, работающих «на земле», а у чиновников были, очевидно, несколько другие сведения о положении дел. Но то, что хорошо для города-героя Москвы, неприемлемо для других регионов, и отчитываться об учительской зарплате, опираясь на статистику по московским школам, по меньшей мере некрасиво. Директора школ и учителя из некоторых регионов озвучили ужасающие данные о зарплатах.
— Ужасающие — это какие?
— В некоторых регионах базовая ставка учителя ниже МРОТ. Это даже закону противоречит! Чтобы выполнить требование президента и довести учительскую зарплату до средней по экономике региона, «на местах» придумывают какие-то искусственные манипуляции, и педагоги в итоге не понимают, за что, собственно, они получают деньги.
— Но получают же. Какая разница, откуда что берется?
— Если ты докручиваешь зарплату с 3 тысяч до, скажем, 17, то за счет каких ресурсов? Федеральный центр ведь выделяет региону ровно столько денег, сколько регион может переварить.
Но сама по себе эта привязка учительской зарплаты к средней по экономике региона противоречит одному очень важному посылу. Посылу о том, что поощрять нужно эффективно работающих педагогов. Понимаете, какая история: одни школы работают с восьми утра до восьми вечера, и детей оттуда домой не загонишь, а в других школах в два часа дня уже замок на дверях. Но и там и там зарплата почему-то должна равняться средней по экономике. Это же социальная несправедливость.
— И местные власти будут помогать именно слабой школе.
— Конечно, чтобы показатели по зарплате подтянуть до требуемых президентом. И получается: «кто не работает, тот ест».
От этого уравнивания и происходят перекосы в финансировании и, как следствие, катастрофическая нехватка денег.
Эффективно работающий учитель — это не только тот, у кого стало больше призеров олимпиад. Но и тот, у кого ученик в начале года делал 20 ошибок в диктанте, а к концу года — только 10. Это достижение. Но оно не всегда отражается в сухой статистике и в зарплате.
С зарплатами в образовательных учреждениях, относящихся к Министерству культуры, просто катастрофа. А чем преподаватель музыкального училища хуже преподавателей, к примеру, образовательного учреждения при Минобороны, откровенно «жирующего»? Я не за то, чтобы у одних отнять и другим прибавить. Я за то, чтобы базовая оплата была единая. Труд результативных учителей должен оцениваться адекватно вне зависимости от того, в каком регионе и в учреждении какого ведомства учитель работает. Понятно, что в Петербурге и Курской области разные зарплаты, разная продовольственная корзина, потому и существует это понятие — «средняя зарплата по региону». Но что привязать к этому понятию? Абстрактную «зарплату педагога»?
— Говорят, надо привязать не абстрактную, а вполне конкретную учительскую ставку: 18 часов в неделю плюс время на проверку тетрадей, подготовку к урокам и т. д.
— Ну насчет ставки — это мечты. Но если базовый оклад приравнять хотя бы к 70% от средней по экономике региона, это развяжет руки губернаторам, даст возможность Минфину выстраивать план финансирования системы образования.
Или «классный руководитель»: совершенно не определен статус этой категории. Ответственность огромная, есть закрепленные должностные обязанности, и надо четко понимать, какую доплату классный руководитель должен получать. Сейчас она варьируется от 100 рублей до 1,5 тысячи в разных регионах. И находится в системе надбавок, которые в одних регионах развиты, в других — нет.
Или оплата труда молодых специалистов. Понятно, что новичок не может получать сразу много — это несправедливо по отношению к тем, кто работает 10, 15, 20 лет. Но поддержать молодого специалиста необходимо. Я часто говорю о «позитивном опыте Петербурга». У нас есть и единовременное пособие приступившим к работе после получения педагогической специальности, и компенсация за проезд, и повышающие коэффициенты. Это позволило ежегодно видеть в школе новые молодые лица. Причем ребята сильные: на федеральный конкурс едут 10 наших молодых учителей — все возвращаются с призами.
Уверяю вас: молодой учитель в Петербурге получает больше, чем учитель высшей категории в большинстве регионов. Плюс есть возможность подработать прямо в школе: именно в Петербурге начали создавать отделения дополнительного образования. У нас, к примеру, молодая учительница иностранного языка в свое время серьезно занималась бальными танцами — и во второй половине дня ведет кружок. Но для этого, повторю, школа должна работать, а не закрываться после обеда.
— Другие регионы не раздражает «позитивный опыт Петербурга»? Легко хвалиться, мы не самый бедный город.
— Но мы ведь и не Москва. Мы не являемся перевалочной базой для федеральных денег.
Петербург просто определился с приоритетами и грамотно распределяет финансирование. Сейчас неспокойный период для экономики, но система образования продолжает развиваться, два года Петербург полностью обеспечивает детей учебниками — такого с 1991 года не было! Такие вопросы решаются на уровне каждого региона, тут вопрос приоритетов: кому-то, может быть, важнее дороги отремонтировать.
— Какой бы прогрессивной ни была школа в каком-нибудь регионе, ей все равно не обойти федеральные законы. Какие из них, на ваш взгляд, попросту мешают жить?
— Первое: с переходом на бакалавриат — магистратуру едва не рухнула система подготовки педагогических кадров. На форуме говорили о том, что необходимо вернуть специалитет в педагогические вузы, и президент это поддержал. Нам не нужны бакалавры в школе. Специалитет предусматривает полный цикл так называемых вспомогательных дисциплин, без которых в школе нельзя: физиология, возрастная психология, практика в детских загородных лагерях. Школы сейчас ухватывают выпускников последнего курса специалитета. Но еще есть шанс вернуть все на круги своя.
Вторая общефедеральная проблема в том, что к системе образования как репей прилип штамп «услуга».
— Объясните, пожалуйста, почему это так всех бесит? Это всего лишь слово.
— Ребенок — это будущее государства, а не товар. Школа получает от государства задание и выполняет его, и это не услуга. Услугу мне оказывает банно-прачечный комбинат, куда я сдаю вещи, и если мне что-то не нравится — жалуюсь.
Мы все понимаем: родители разные, кто-то может иметь к педагогу или директору претензии совершенно не обоснованные, но поскольку работа педагогов определена как «услуга», это позволяет легко написать жалобу и замучить проверками. Если жалоба подтвердилась — директора или педагога наказывают; а если не подтвердилась? По статистике, более 50% претензий не находят подтверждения. Это значит, что более чем в половине случаев время педагогов и госслужащих, у которых помимо проверок масса других задач, было потрачено зря. О здоровье проверяемых я и не говорю. Проверки должны быть, но сейчас ответственность какая-то односторонняя. Это ведь и к вопросу о незащищенности работника образования. Я не идеализирую педагогов, я просто за здравый смысл.
Третья сформулированная проблема — статья 278, часть 2 Трудового кодекса, согласно которой работодатель может уволить руководителя образовательного учреждения в 24 часа без объяснения причины. Хотя это противоречит принципу, озвученному, кстати, президентом: все должно быть открыто и понятно.
Четвертое: федеральная система документооборота, в котором захлебывается школа. Эту систему надо переосмыслить. Сейчас катастрофа в том, что на вопрос: «Когда надо отчитаться?» — ответ: «Вчера». Можно себе представить качество этого отчета.
Пятая проблема — общедоступность высшего образования. Я понимаю, что сейчас говорю совершенно не популярные вещи. Поставлена задача: 25 млн высококвалифицированных рабочих мест к 2025 году (указ президента «О долгосрочной государственной экономической политике». — Ред.). Эти места должны занять люди с высококлассным рабочим образованием. В Петербурге великолепная система профобразования, учебные классы на шаг опережают действующее производство — зайдите хотя бы в Морской технический колледж, там феноменальная база. При этом в стране 80% имеют дипломы о высшем образовании. И что-то мне подсказывает, что, если у нас столько дипломов, но далеко не все их обладатели работают по специальности, что-то тут не так.
...Форум был абсолютно рабочим, изначально установка была — слышать даже самое неприятное мнение. Система динамично развивается, без ошибок такие процессы не обходятся — важно, чтобы эти ошибки были признаны и быстро исправлены.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5341) от 17.11.2014.
Комментарии