Исправленному верить

Ок­тябрь­ский фо­рум в Пен­зе с учас­ти­ем ра­бот­ни­ков об­ра­зо­ва­ния и пре­зи­ден­та Рос­сии про­до­лжа­ют жар­ко об­суж­дать. На­по­мним, Ми­нобр­нау­ки ус­лы­ша­ло на пе­да­го­ги­чес­ких за­се­да­ни­ях много по­зна­ва­тель­но­го и пре­не­при­ят­но­го. Пе­тер­бург­скую де­ле­га­цию на фо­ру­ме, ор­га­ни­зо­ван­ном Об­ще­рос­сий­ским на­род­ным фрон­том, воз­глав­лял ди­рек­тор ли­цея # 369 Кон­стан­тин ТХОС­ТОВ, ру­ко­во­ди­тель ре­ги­о­наль­но­го от­де­ле­ния Все­рос­сий­ско­го пе­да­го­ги­чес­ко­го со­бра­ния. На фо­ру­ме он вел «круг­лые сто­лы», по­свя­щен­ные одно­му из са­мых жест­ких во­про­сов — учи­тель­ской зар­пла­те. И, го­во­рят, не на шут­ку пи­ки­ро­вал­ся с чи­нов­ни­ка­ми.

Исправленному верить | Кон­стан­тин Эду­ар­до­вич, о чем с чи­нов­ни­ка­ми спор вышел?

— Моей за­да­чей бы­ло под­нять как мож­но боль­ше во­про­сов от лю­дей, ра­бо­та­ю­щих «на зем­ле», а у чи­нов­ни­ков бы­ли, оче­вид­но, не­сколь­ко дру­гие све­де­ния о по­ло­же­нии дел. Но то, что хо­ро­шо для го­ро­да-ге­роя Москвы, не­при­ем­ле­мо для дру­гих ре­ги­о­нов, и от­чи­ты­вать­ся об учи­тель­ской зар­пла­те, опи­ра­ясь на ста­тис­ти­ку по мос­ков­ским шко­лам, по мень­шей ме­ре не­кра­си­во. Ди­рек­то­ра школ и учи­те­ля из не­ко­то­рых ре­ги­о­нов оз­ву­чи­ли ужа­саю­щие дан­ные о зар­пла­тах.

Ужа­саю­щие — это ка­кие?

— В не­ко­то­рых ре­ги­о­нах ба­зо­вая став­ка учи­те­ля ниже МРОТ. Это да­же за­ко­ну про­ти­во­ре­чит! Что­бы вы­пол­нить тре­бо­ва­ние пре­зи­ден­та и до­вес­ти учи­тель­скую зар­пла­ту до сред­ней по эко­но­ми­ке ре­гио­на, «на мес­тах» при­ду­мы­ва­ют ка­кие-то ис­кус­ст­вен­ные ма­ни­пу­ля­ции, и пе­да­го­ги в ито­ге не по­ни­ма­ют, за что, соб­ст­вен­но, они по­лу­ча­ют день­ги.

Но по­лу­ча­ют же. Ка­кая раз­ни­ца, от­ку­да что бе­рет­ся?

— Ес­ли ты до­кру­чи­ва­ешь зар­пла­ту с 3 ты­сяч до, ска­жем, 17, то за счет ка­ких ре­сур­сов? Фе­де­раль­ный центр ведь вы­де­ля­ет ре­гио­ну ров­но столь­ко де­нег, сколь­ко ре­ги­он мо­жет пере­ва­рить.

Но са­ма по се­бе эта при­вяз­ка учи­тель­ской зар­пла­ты к сред­ней по эко­но­ми­ке ре­гио­на про­ти­во­ре­чит одно­му очень важ­но­му по­сы­лу. По­сы­лу о том, что по­ощ­рять нуж­но эф­фек­тив­но ра­бо­та­ю­щих пе­да­го­гов. По­ни­мае­те, ка­кая ис­то­рия: од­ни шко­лы ра­бо­та­ют с вось­ми ут­ра до вось­ми ве­че­ра, и де­тей от­ту­да до­мой не за­го­нишь, а в дру­гих шко­лах в два ча­са дня уже за­мок на две­рях. Но и там и там зар­пла­та по­че­му-то до­лжна рав­нять­ся сред­ней по эко­но­ми­ке. Это же со­ци­аль­ная не­спра­вед­ли­вость.

И мест­ные влас­ти бу­дут по­мо­гать имен­но сла­бой шко­ле.

— Ко­неч­но, что­бы по­ка­за­те­ли по зар­пла­те под­тя­нуть до тре­бу­е­мых пре­зи­ден­том. И по­лу­ча­ет­ся: «кто не ра­бо­та­ет, тот ест».

От это­го урав­ни­ва­ния и про­ис­хо­дят пере­ко­сы в фи­нан­си­ро­ва­нии и, как след­ст­вие, катас­тро­фи­чес­кая не­хват­ка де­нег.

Эф­фек­тив­но ра­бо­таю­щий учи­тель — это не толь­ко тот, у ко­го ста­ло боль­ше при­зе­ров олим­пи­ад. Но и тот, у ко­го уче­ник в на­ча­ле го­да де­лал 20 оши­бок в дик­тан­те, а к кон­цу го­да — толь­ко 10. Это до­сти­же­ние. Но оно не всег­да от­ра­жа­ет­ся в су­хой ста­тис­ти­ке и в зар­пла­те.

С зар­пла­та­ми в об­ра­зо­ва­тель­ных уч­реж­де­ни­ях, от­но­ся­щих­ся к Ми­нис­тер­ст­ву куль­ту­ры, про­сто катас­тро­фа. А чем пре­по­да­ва­тель му­зы­каль­но­го учи­ли­ща ху­же пре­по­да­ва­те­лей, к при­ме­ру, об­ра­зо­ва­тель­но­го уч­реж­де­ния при Ми­но­бо­ро­ны, от­кро­вен­но «жи­ру­ю­ще­го»? Я не за то, что­бы у од­них от­нять и дру­гим при­ба­вить. Я за то, что­бы ба­зо­вая оп­ла­та бы­ла еди­ная. Труд ре­зуль­та­тив­ных учи­те­лей до­лжен оце­ни­вать­ся адекват­но вне за­ви­си­мос­ти от то­го, в ка­ком ре­гио­не и в уч­реж­де­нии ка­ко­го ве­дом­ст­ва учи­тель ра­бо­та­ет. По­нят­но, что в Пе­тер­бур­ге и Курс­кой об­лас­ти раз­ные зар­пла­ты, раз­ная про­до­воль­ст­вен­ная кор­зи­на, по­то­му и су­ще­ст­ву­ет это по­ня­тие — «сред­няя зар­пла­та по ре­гио­ну». Но что при­вя­зать к это­му по­ня­тию? Абст­ракт­ную «зар­пла­ту пе­да­го­га»?

Го­во­рят, на­до при­вя­зать не абст­ракт­ную, а впол­не кон­крет­ную учи­тель­скую став­ку: 18 ча­сов в не­де­лю плюс вре­мя на про­вер­ку тет­ра­дей, под­го­тов­ку к уро­кам и т. д.

— Ну на­счет став­ки — это меч­ты. Но ес­ли ба­зо­вый оклад при­рав­нять хо­тя бы к 70% от сред­ней по эко­но­ми­ке ре­гио­на, это раз­вя­жет ру­ки гу­бер­на­то­рам, даст воз­мож­ность Мин­фи­ну вы­стра­ивать план фи­нан­си­ро­ва­ния сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния.

Или «класс­ный ру­ко­во­ди­тель»: со­вер­шен­но не оп­ре­де­лен ста­тус этой ка­те­го­рии. От­вет­ст­вен­ность ог­ром­ная, есть за­креп­лен­ные до­лжност­ные обя­зан­нос­ти, и на­до чет­ко по­ни­мать, ка­кую до­пла­ту класс­ный ру­ко­во­ди­тель до­лжен по­лу­чать. Сей­час она ва­рьи­ру­ет­ся от 100 руб­лей до 1,5 ты­ся­чи в раз­ных ре­ги­о­нах. И на­хо­дит­ся в сис­те­ме над­ба­вок, ко­то­рые в од­них ре­ги­о­нах раз­ви­ты, в дру­гих — нет.

Или оп­ла­та тру­да мо­ло­дых спе­ци­а­лис­тов. По­нят­но, что но­ви­чок не мо­жет по­лу­чать сра­зу много — это не­спра­вед­ли­во по от­но­ше­нию к тем, кто ра­бо­та­ет 10, 15, 20 лет. Но под­дер­жать мо­ло­до­го спе­ци­а­лис­та не­об­хо­ди­мо. Я час­то го­во­рю о «по­зи­тив­ном опы­те Пе­тер­бур­га». У нас есть и едино­вре­мен­ное по­со­бие при­сту­пив­шим к ра­бо­те после по­лу­че­ния пе­да­го­ги­чес­кой спе­ци­аль­нос­ти, и ком­пен­са­ция за про­езд, и по­вы­шаю­щие ко­эф­фи­ци­ен­ты. Это по­зво­ли­ло еже­год­но ви­деть в шко­ле но­вые мо­ло­дые ли­ца. При­чем ре­бя­та силь­ные: на фе­де­раль­ный кон­курс едут 10 на­ших мо­ло­дых учи­те­лей — все воз­вра­ща­ют­ся с при­за­ми.

Уве­ряю вас: мо­ло­дой учи­тель в Пе­тер­бур­ге по­лу­ча­ет боль­ше, чем учи­тель выс­шей ка­те­го­рии в боль­шин­ст­ве ре­ги­о­нов. Плюс есть воз­мож­ность под­ра­бо­тать пря­мо в шко­ле: имен­но в Пе­тер­бур­ге на­ча­ли со­зда­вать от­де­ле­ния до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния. У нас, к при­ме­ру, мо­ло­дая учи­тель­ни­ца ино­стран­но­го язы­ка в свое вре­мя се­рьез­но за­ни­ма­лась баль­ны­ми тан­ца­ми — и во вто­рой по­ло­ви­не дня ве­дет кру­жок. Но для это­го, по­вто­рю, шко­ла до­лжна ра­бо­тать, а не за­кры­вать­ся после обе­да.

Дру­гие ре­гио­ны не раз­дра­жа­ет «по­зи­тив­ный опыт Пе­тер­бур­га»? Лег­ко хва­лить­ся, мы не са­мый бед­ный го­род.

— Но мы ведь и не Москва. Мы не яв­ля­ем­ся пере­ва­лоч­ной ба­зой для фе­де­раль­ных де­нег.

Пе­тер­бург про­сто оп­ре­де­лил­ся с при­ори­те­та­ми и гра­мот­но рас­пре­де­ля­ет фи­нан­си­ро­ва­ние. Сей­час не­спо­кой­ный пе­ри­од для эко­но­ми­ки, но сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния про­до­лжа­ет раз­ви­вать­ся, два го­да Пе­тер­бург пол­нос­тью обес­пе­чи­ва­ет де­тей учеб­ни­ка­ми — та­ко­го с 1991 го­да не бы­ло! Та­кие во­про­сы ре­ша­ют­ся на уров­не каж­до­го ре­гио­на, тут во­прос при­ори­те­тов: ко­му-то, мо­жет быть, важ­нее до­ро­ги от­ре­мон­ти­ро­вать.

Ка­кой бы про­грес­сив­ной ни бы­ла шко­ла в ка­ком-ни­будь ре­гио­не, ей все рав­но не обой­ти фе­де­раль­ные за­ко­ны. Ка­кие из них, на ваш взгляд, по­про­сту ме­ша­ют жить?

— Пер­вое: с пере­хо­дом на ба­ка­лав­ри­ат — ма­ги­стра­ту­ру ед­ва не рух­ну­ла сис­те­ма под­го­тов­ки пе­да­го­ги­чес­ких кад­ров. На фо­ру­ме го­во­ри­ли о том, что не­об­хо­ди­мо вер­нуть спе­ци­а­ли­тет в пе­да­го­ги­чес­кие ву­зы, и пре­зи­дент это под­дер­жал. Нам не нуж­ны ба­ка­лав­ры в шко­ле. Спе­ци­а­ли­тет пред­ус­мат­ри­ва­ет пол­ный цикл так на­зы­ва­е­мых вспо­мо­га­тель­ных дис­цип­лин, без ко­то­рых в шко­ле не­льзя: фи­зио­ло­гия, воз­рас­тная пси­хо­ло­гия, прак­ти­ка в детс­ких за­го­род­ных ла­ге­рях. Шко­лы сей­час ух­ва­ты­ва­ют вы­пуск­ни­ков пос­лед­не­го кур­са спе­ци­а­ли­те­та. Но еще есть шанс вер­нуть все на кру­ги своя.

Вто­рая об­ще­фе­де­раль­ная про­бле­ма в том, что к сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния как ре­пей при­лип штамп «ус­лу­га».

Объ­яс­ни­те, по­жа­луйс­та, по­че­му это так всех бе­сит? Это все­го лишь сло­во.

— Ре­бе­нок — это бу­ду­щее го­су­дар­ст­ва, а не то­вар. Шко­ла по­лу­ча­ет от го­су­дар­ст­ва за­да­ние и вы­пол­ня­ет его, и это не ус­лу­га. Ус­лу­гу мне ока­зы­ва­ет бан­но-пра­чеч­ный ком­би­нат, ку­да я сдаю ве­щи, и ес­ли мне что-то не нра­вит­ся — жа­лу­юсь.

Мы все по­ни­ма­ем: ро­ди­те­ли раз­ные, кто-то мо­жет иметь к пе­да­го­гу или ди­рек­то­ру пре­тен­зии со­вер­шен­но не­ обо­сно­ван­ные, но по­сколь­ку ра­бо­та пе­да­го­гов оп­ре­де­ле­на как «ус­лу­га», это по­зво­ля­ет лег­ко на­пи­сать жа­ло­бу и за­му­чить про­вер­ка­ми. Ес­ли жа­ло­ба под­твер­ди­лась — ди­рек­то­ра или пе­да­го­га на­ка­зы­ва­ют; а ес­ли не под­твер­ди­лась? По ста­тис­ти­ке, бо­лее 50% пре­тен­зий не на­хо­дят под­тверж­де­ния. Это зна­чит, что бо­лее чем в по­ло­ви­не слу­ча­ев вре­мя пе­да­го­гов и гос­слу­жа­щих, у ко­то­рых по­ми­мо про­ве­рок мас­са дру­гих за­дач, бы­ло по­тра­че­но зря. О здо­ро­вье про­ве­ря­е­мых я и не го­во­рю. Про­вер­ки до­лжны быть, но сей­час от­вет­ст­вен­ность ка­кая-то одно­сто­рон­няя. Это ведь и к во­про­су о не­за­щи­щен­нос­ти ра­бот­ни­ка об­ра­зо­ва­ния. Я не идеа­ли­зи­рую пе­да­го­гов, я про­сто за здра­вый смысл.

Тре­тья сфор­му­ли­ро­ван­ная про­бле­ма — ста­тья 278, часть 2 Тру­до­во­го ко­дек­са, со­глас­но ко­то­рой ра­бо­то­да­тель мо­жет уво­лить ру­ко­во­ди­те­ля об­ра­зо­ва­тель­но­го уч­реж­де­ния в 24 ча­са без объ­яс­не­ния при­чи­ны. Хо­тя это про­ти­во­ре­чит прин­ци­пу, оз­ву­чен­но­му, кста­ти, пре­зи­ден­том: все до­лжно быть от­кры­то и по­нят­но.

Чет­вер­тое: фе­де­раль­ная сис­те­ма до­ку­мен­то­о­бо­ро­та, в ко­то­ром за­хле­бы­ва­ет­ся шко­ла. Эту сис­те­му на­до пере­ос­мыс­лить. Сей­час катас­тро­фа в том, что на во­прос: «Ког­да на­до от­чи­тать­ся?» — от­вет: «Вче­ра». Мож­но се­бе пред­ста­вить ка­че­ст­во это­го от­че­та.

Пя­тая про­бле­ма — об­щедо­ступ­ность выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Я по­ни­маю, что сей­час го­во­рю со­вер­шен­но не­ по­пу­ляр­ные ве­щи. По­став­ле­на за­да­ча: 25 млн вы­со­кок­ва­ли­фи­ци­ро­ванных ра­бо­чих мест к 2025 го­ду (указ пре­зи­ден­та «О дол­гос­роч­ной го­су­дар­ст­вен­ной эко­но­ми­чес­кой по­ли­ти­ке». — Ред.). Эти мес­та до­лжны за­нять лю­ди с вы­со­ко­класс­ным ра­бо­чим об­ра­зо­ва­ни­ем. В Пе­тер­бур­ге ве­ли­ко­леп­ная сис­те­ма про­фоб­ра­зо­ва­ния, учеб­ные клас­сы на шаг опе­ре­жа­ют дей­ст­вую­щее про­из­вод­ст­во — зай­ди­те хо­тя бы в Морс­кой тех­ни­чес­кий кол­ледж, там фе­но­ме­наль­ная ба­за. При этом в стра­не 80% име­ют дип­ло­мы о выс­шем об­ра­зо­ва­нии. И что-то мне под­ска­зы­ва­ет, что, ес­ли у нас столь­ко дип­ло­мов, но да­ле­ко не все их об­ла­да­те­ли ра­бо­та­ют по спе­ци­аль­нос­ти, что-то тут не так.

...Фо­рум был аб­со­лют­но ра­бо­чим, из­на­чаль­но ус­та­нов­ка бы­ла — слы­шать да­же самое не­при­ят­ное мне­ние. Сис­те­ма ди­на­мич­но раз­ви­ва­ет­ся, без оши­бок та­кие про­цес­сы не об­хо­дят­ся — важ­но, что­бы эти ошиб­ки бы­ли при­зна­ны и быст­ро ис­прав­ле­ны.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5341) от 17.11.2014.


Комментарии