Эврика! Новости науки: 8 мая 2024

Эврика! Новости науки:  8 мая 2024 | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Не чисто поле

Российские ученые нашли растения, значительно снижающие выбросы углекислого газа из почвы.

Строго говоря, мы с вами какие‑то из этих растений (или продукты из них) тоже регулярно находим. У себя на кухне. Это гречиха, белая горчица и масличная редька. Но ученые Казанского государственного аграрного университета пошли дальше нас с вами и выяснили: эти растения могут здорово снизить выделение двуокиси углерода из почвы.

А вот почему это важно. Когда сельхозполе отдыхает от основных культур, оно может оставаться пустым, это называется «чистый пар». А можно его на время передышки засеять определенными растениями, их называют сидератами. Они способны улучшать свойства почвы. Если засеять удачно, поле будет выделять меньше углекислого газа, чем «чистый пар».

И вот ученые обнаружили: если использовать в качестве сидератов горчицу белую, редьку масличную и гречиху, то выбросы углекислого газа из почвы сокращаются на 25,6 – 26,7 % по сравнению с «чистым паром». Это существенно. «Снижение углеродного следа сельскохозяйственной продукции становится важным фактором конкурентоспособности на мировом рынке, — удовлетворенно резюмируют ученые. — Многие страны уже учитывают этот показатель при импорте продуктов питания, а величина углеродного следа указывается на упаковке как элемент маркетинга».

Эволюция воспользовалась выгодным шансом

Группа американских, китайских и южноафриканских геологов считает, что «кембрийский взрыв» был связан с ослаблением магнитного поля Земли.

«Кембрийский взрыв» — период, когда резко (прямо «взрывно») ускорилась эволюция и увеличилось разнообразие многоклеточных. Тогда, 540 – 520 млн лет назад, появились предки червей, насекомых, рыб и прочих позвоночных.

Но из‑за чего произошло то ускорение? Из-за того (как считается), что незадолго до того, в конце эдиакарской эпохи (это 560 – 590 млн лет назад), концентрация кислорода в воздухе и воде резко выросла. Хорошо. А это тогда из‑за чего случилось?

Ученые из Рочестерского университета много лет изучают, как менялась сила магнитного поля Земли с момента его формирования. Для этого собирают образцы древних пород и замеряют их остаточную намагниченность. Недавно их коллеги обнаружили возможные свидетельства того, что сила магнитного поля планеты значительно ослабла в конце эдиакарской эры. Решили перепроверить. Измерили уровень намагниченности кристаллов магматических пород: одни сформировались около 2 млрд лет назад на севере современной ЮАР, другие — 590 млн лет назад на юге современной Бразилии.

Замеры показали, что 2 млрд лет назад у планеты уже было довольно сильное магнитное поле. Сопоставимое по силе с его текущей напряженностью примерно в 40 микротесл. А вот в конце эдиакарской эры поле было аномально слабое, не превышало 1,5 микротеслы.

Видимо, это ослабление ускорило «побег» ионов водорода из верхних слоев атмосферы в космическое пространство под действием вспышек на Солнце и ударов солнечного ветра. В результате доля кислорода в атмосфере выросла на несколько процентов. Этого оказалось достаточно, чтобы многоклеточная жизнь зародилась и, потирая ручонки, принялась быстро эволюционировать.

Природная медицина

Обезьяны не устают напоминать нам, что мы не так далеко от них ушли. В смысле, что они тоже умные и кое‑что смыслят в лекарствах.

Европейские и индонезийские натуралисты наблюдали за орангутангами (ну или орангутанами — можно и так, и так), живущими в индонезийском национальном парке «Гунунг-Лесер» на севере острова Суматра. Там находится один из двух сохранившихся ареалов обитания вымирающих суматранских орангутангов.

И вот однажды заметили, что на лице самца по кличке Ракус появилась рана. Приобрел ее Ракус в героической потасовке с другой обезьяной. Походил три дня, иллюстрируя собой известное правило «шрам на роже для мужчин всего дороже», а потом начал жевать листья лианы вида Fibraurea tinctoriа. Вообще это растение широко используется в традиционной медицине Юго-Восточной Азии: оно анальгетик и противовоспалительное.

Ракус жевал-жевал, а потом образовавшейся жвачкой и соком растения обрабатывал рану. Вроде как мазь получилась. В обычное время обезьяны этой лианой не питаются, утверждают изумленные ученые из немецкого Общества Макса Планка. А тут орангутанг прямо целенаправленно искал растение.

Уже через неделю рана затянулась, а еще через две от нее и следа не осталось.

Женская доля

Исследователи проанализировали международную статистику по заболеваниям и теперь призывают органы здравоохранения во всем мире обратить больше внимания на женское здоровье.

В международной медицинской статистике «Глобальное бремя болезней» (Global Burden of Disease) есть такой показатель — DALY rates. Это «суммарное бремя болезни». То, сколько человеком упущено времени из‑за того, что он болел или рано умер.

Исследователи использовали данные за тридцать лет, с 1990-го по 2021 год. Рассматривали заболеваемость по двадцати основным недугам. Как оказалось, 13 из 20 чаще касаются мужчин. Среди них ишемическая болезнь сердца и обструктивная болезнь легких. А также диабет (впрочем, тут заболеваемость почти наравне с женщинами). Мужчины в несколько раз чаще становятся жертвами ДТП, и во время пандемии коронавируса их умерло гораздо больше, чем женщин.

В то же время женщины чаще страдают от поясничных болей и других расстройств скелета и мускулатуры, а также от головных болей и психических расстройств вроде депрессии или старческой деменции.

Если подытожить, то получается, что «сильный пол» больше подвержен заболеваниям со смертельным исходом, а «слабый» — долгим хроническим болезням, которые проявляются в старшем возрасте. При этом заботу о женском здоровье ограничивают обычно тем, что касается сексуальной и репродуктивной функций. А болезни, которые преследуют женщин всю жизнь, остаются в тени.

Снежно в Антарктиде

За двести лет накопление снега в цент­ральной Антарктиде ускорилось на 24 %, выяснили российские и китайские ученые.

Исследователи провели анализ образцов льда и снега, извлеченных в 2016 – 2019 годах из толщи ледников в центральных регионах Антарктиды. Эти пробы льда длиной 70 метров (керны) формировались на протяжении последних 2,2 тысячи лет. Изучение кернов дает возможность понять, как менялся климат южных приполярных регионов планеты.

Анализ показал, что средние температуры в центральной Антарктике и уровень осадков в южных приполярных регионах оставались стабильными со II века до н. э. и до середины XIX века, когда начала активно развиваться промышленность. А вот за последующие 200 лет температуры в Антарктике выросли на 1 – 2 градуса Цельсия. И это сопровождалось 24‑процентным ­ростом скорости накопления снега.

Эти процессы взаимосвязаны. Из-за ­роста температур в Антарктиде и ускоренного таяния ее ледников учащаются снегопады. Частично это компенсирует сокращение ее ледового щита и замедляет рост уровня моря. А подъем уровня воды в Мировом океане — одна из наиболее серьезных угроз, связанных с глобальным изменением климата.

Полученные данные позволят уточнить прогнозы подъема воды в морях, говорят в Арктическом и Антарктическом НИИ.

По материалам ТАСС подготовила Александра ШЕРОМОВА