Земляки с Оки

В ХII Рыбацких краеведческих чтениях, состоявшихся в декабре минувшего года, впервые участвовали юные краеведы из села Белоомут. Казалось бы, какая связь между приокским селом и Рыбацким? Как выясняется, самая непосредственная.

Земляки с Оки | Пейзажи старого Рыбацкого. Слева – Покровская церковь, закрытая в 1930-х годах и снесенная в 1950-х. Фото начала ХХ века.<br>ФОТО из архива автора

Пейзажи старого Рыбацкого. Слева – Покровская церковь, закрытая в 1930-х годах и снесенная в 1950-х. Фото начала ХХ века.
ФОТО из архива автора

По приказу Петра

Сегодня Рыбацкое – современный микрорайон огромного мегаполиса. Но не так давно на его месте было одно из старейших предместий Петербурга. Появилось Рыбацкое в петровские времена, когда строительство нового города требовало большого количества рабочих рук. Произошло это почти триста лет назад.

21 декабря 1715 года Петр I именным указом повелевает московскому губернатору Алексею Петровичу Салтыкову из дворцовых волостей губернии выбрать крестьян «поразвыткей... добрых и не скудных, семьянистых двести дворов» для переселения в новую столицу и ее предместья. В числе прочих 20 семей следовало переселить из Коломенского и Переславля Рязанского уездов.

Домовой ея величества канцелярии «Великой Государыни благоверной Царицы и Великой Княгини Екатерины Алексеевны» служитель Петр Аршеневский побывал «для выбору на переведенье в Санкт-Петербургскую Сарскую мызу» крестьян, «а именно Коломенского уезда в селе Дединове, в Рязанском в селе Ловцах, в Белом Омуте, в Любичах». После назначения семейств к переселению Аршеневский повторно посетил эти села «для свидетельствования тех, которые назначены и надлежали в высылку. Нет ли из них лучше и заводнее, и семьянистее».

Жители упомянутых дворцовых сел на берегах Оки поставляли рыбу к царскому столу. И крестьяне, переселенные из этих сел, на берегах Невы должны были заниматься тем же самым. Так возникла Рыбная слобода, потом Рыбачья, Рыбацкое... В XVIII веке слобода входила в Царскосельское вотчинное правление. Село Царское соединяла с ней дорога. Да и в самой Рыбной слободе был императорский дворец.

В конце ХХ века Рыбацкое как село перестало существовать, но многие из потомков первых переведенцев до сих пор живут здесь или приезжают на встречи жителей Старого Рыбацкого или на могилы своих близких на Казанском кладбище, а вернее, того, что от него осталось... На большинстве памятников схожие фамилии: Чирковы, Фроловы, Брюховы, Мясниковы, Бессоновы, Косцовы, Дедовы... За триста лет жизни на невских берегах все эти фамилии породнились.


Подмосковная родня

В Луховицком районе Московской области и ныне находятся села, откуда ведет свою родословную большинство коренных «рыбацких» фамилий. Все эти села возникли еще в XV – XVI веках. Места там красивые и с богатейшей историей, которая, естественно, продолжалась и после того, как часть их жителей отбыли на невские берега.

Еще на протяжении около двух десятилетий после переселения крестьяне отпрашивались из Рыбной слободы в родные места «для прокормления». За них давали поручительство остающиеся, что не мешало им самим вслед за уехавшими отправляться в родные места. В переписях до 1800 года встречаются сведения о том, что жен новопоселенцы часто брали из родных мест. В более поздние времена таких упоминаний уже нет...

«Жемчужиной» Луховицкого района по праву называют село Дединово. Тут на первой государственной судоверфи в 1668 году был построен первый русский корабль «Орел». Несмотря на вложенные в строительство верфи огромные средства, просуществовала она всего три года. В «Уставе Морском» Петр I отметил: «...это начинание отеческое... достойно оно вечного прославления, понеже... от начинания того, яко от доброго семени, произошло дело морское». В память о тех событиях на берегу Оки установлена высокая стела и основан Морской кадетский корпус «Орел» при местной средней школе. В селе есть музей, один из залов которого посвящен истории «Орла». Среди экспонатов – два подарка из Голландии: там знают, где родина российского флота.

В Дединове жили трудолюбивые талантливые люди. Некоторые из его жителей вышли в купцы, стали Поставщиками двора его императорского величества. Уроженцем Дединова был Шустов, по имени которого звался знаменитый коньяк. А Сергей Есенин приходил в Дединово на свидания со своей первой любовью – Анной Сардоновской...


Похвальные уроженцы

Другое село на Оке, выходцы из которого основали Рыбацкое, – Любичи. Среди тех, кто его прославил, – Петр Данилович Ларин. Сын бедного крестьянина, с детства помогавший отцу по хозяйству, пасший скот, прошел путь от подносчика и кассира в кабаке до управляющего питейных заведений в Казани и Астрахани, стал купцом 1-й гильдии, был человеком просвещенным, знал иностранные языки. Будучи сторонником просвещения крестьян, Ларин обратился к Екатерине II с проектом открытия ремесленного училища в родном селе. Поступок по тем временам неслыханный!

На содержание училища меценат определил 50 тысяч рублей: 20 – на строительство и 30 – на содержание преподавателей и учащихся. Императрица одобрила «похвальное намерение», но осуществить этот проект удалось уже только после смерти его инициатора. Кроме того, из огромного ларинского капитала в 1828 – 1835 годах значительную часть употребили на постройку корпуса Императорской Публичной библиотеки. Один из ее залов по высочайшему повелению назвали Ларинским, еще часть денег использовали на постройку Ларинской гимназии на Васильевском острове (6-я линия, 15) и Ришельевского лицея в Одессе.

В родном селе на средства мецената построили Воскресенский храм. Надпись на чугунной доске, закрепленной на стене, гласит: «Здесь покоится прах Петра Даниловича Ларина, Санкт-Петербургского первой гильдии купца, уроженца с. Любичи, создателя храма сего, основателя Ларинского училища и банка. Благотворителя сира и убога, другу человечества, воздвигается на память сие усердными его почитателями. 1822 г.».

Недалеко от Любичей раскинулось село Ловцы (ударение на первом слоге). В давние времена его достаточно богатое население занималось кабачеством, садоводством, портняжным, сапожным, живописным и другими ремеслами. Большой доход крестьянам всех приокских сел давала торговля сеном. На заливных лугах скот давал хорошие удои. Житель Ловцев А. В. Чичкин в начале XX века основал в селе молочный завод и заслужил имя «молочного короля», стал поставщиком его императорского величества.

После восшествия на престол Екатерины II все эти села были розданы сподвижникам императрицы, помогавшим ей на пути к трону. Некоторое время хозяином Верхнего Белоомута был друг А. И. Герцена Николай Платонович Огарев, память о котором и сегодня хранят благодарные потомки...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (5388) от 30.01.2015.


Комментарии