Тайна фарфорового букета

В эрмитажном отделе «Музей Императорского фарфорового завода» есть уникальный экспонат из фарфора – белый букет на голубом пласте. Способ изготовления цветов с тонкими стеблями и тычинками, с полупрозрачными лепестками и на сегодня остается секретом.

Тайна фарфорового букета | Уникальное изделие хранится ныне в вазе под стеклянным колпаком. ФОТО www.hermitagemuseum.org

Уникальное изделие хранится ныне в вазе под стеклянным колпаком. ФОТО www.hermitagemuseum.org

До недавнего времени автором этого шедевра считался Петр Ульянович (Иулианович) Иванов – мастер Императорского фарфорового завода, составитель фарфоровой массы.

Правда, не было понятным, почему спустя семь лет после его смерти, случившейся в 1831 году, газета «Северная пчела» пожелала мастеру Иванову «цветы одобрения и радости». Старшему научному сотруднику отдела Наталье Петровой удалось справиться с загадкой.

Дело в том, что на Императорском фарфоровом заводе в одно время с Петром Ульяновичем Ивановым работал скульптором его однофамилец, только звали его Петр Иудович. Именно он, по всей видимости, и был автором фарфорового букета. Подробности его биографии автору этих строк удалось найти в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и Российском государственном историческом архиве

Выяснилось, что Петр Иудович Иванов, появившийся на свет в 1806 году, был незаконнорожденным. Его мать была вольноотпущенной от Алексея Алексеевича Случановского, служившего помощником директора Императорского фарфорового завода. Предполагаемый отец Петра Иванова, петербургский купец Иуда Иванов, скончался в 1807 году в возрасте 65 лет и был погребен на Фарфоровском кладбище. Его завещание было, по свидетельству священника церкви Преображения Господня при фарфоровом заводе, «за неумением грамоте и неимением глазами зрения неподписано, а словестно удостоверено при исповеди».

Иуда Иванов завещал все свое имущество вольноотпущенной девице Елене Алексеевой как «жившей у него в услужении» и ее сыну (его имя не называлось). Детей у Елены было трое: Иван, Петр и Мария. Все они числились незаконнорожденными, так как их мать оставалась «вольноотпущенной девицей».

Из найденных архивных документов понятно, что наследство, полученное Еленой Алексеевой от Иуды Иванова, позволяло ей жить безбедно. Однако весьма сомнительно, что она смогла толково распорядиться этим достоянием.

Так, в числе унаследованного имущества был кирпичный завод в Смоленской ямской слободе. Земля, на которой размещался завод, принадлежала слободским ямщикам, и Елена Алексеева заключила с ними 2 апреля 1807 года контракт на аренду земли. Согласно договору, Елена отдавала имущество этого завода в содержание купцу Ивану Семеновичу Жерихову. Видимо, Елену связывали с ним давние отношения: он был крестным отцом ее сына Петра.

Контракт с Жериховым был заключен 5 января 1808 года. Однако вскоре между владелицей завода и арендатором возникли разногласия. Елена обратилась в земский суд, заявляя, что, по условиям контракта, ей полагалось получать 50% барышей в течение семи лет использования завода. В свою очередь Жерихов предъявил суду контракт, в котором это условие вообще не упоминалось. Допрошенные ямщики Смоленской слободы подтвердили, что Жерихов распоряжался имуществом кирпичного завода в свою пользу. Показания свидетелей, на которых рассчитывала Елена, ничего не дали...

21 октября 1811 года Петр Иванов вместе со своим старшим братом Иваном по именному высочайшему указу был приписан к Императорскому фарфоровому заводу навсегда в мастеровые. В 1819 году они числились резчиками. По-видимому, Петр был более искусным: он получил должность подмастерья в 1833 году, а его старший брат – только в 1836-м. Мастером фарфорового завода Петр был определен в декабре 1837 года, а Иван – в апреле 1838-го.

За безупречный труд Петр Иванов был в разные годы награжден серебряной и золотой медалями с надписями «За усердие» на Анненских лентах для ношения на шее. Он скончался 10 февраля 1856 года. После его смерти вдова Пелагея Ивановна получила пенсию – 75 руб. серебром в год. Тогда это была максимальная пенсия, которую могла получить вдова мастера Императорского фарфорового завода.

Сыновья Петра Иудовича Иванова, так же как он, работали на фарфоровом заводе. Его потомки и сейчас живут в нашем городе. Что же касается секрета изготовления фарфорового букета, то встречаются сообщения о том, что он все же был раскрыт работавшими на фарфоровом заводе супругами Пименовыми, якобы повторившими знаменитый букет. Однако их опыт по каким-то причинам не получил распространения...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (5412) от 06.03.2015.


Комментарии