О Пушкине поспорили с банком

Может показаться удивительным: хотя к концу XIX века А. С. Пушкин уже воспринимался как «наше все» (эту характеристику поэт Аполлон Григорьев дал еще в 1859 году), государство не торопилось увековечивать его память. Средства на первый в России памятник Пушкину, открытый в Москве в июне 1880 года, собирали по подписке.

О Пушкине поспорили с банком | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Подготовка к открытию монумента привлекла внимание к поэту и петербургских городских властей. 21 мая 1880 года Городская дума постановила установить на доме # 12 по набережной реки Мойки мемориальную доску, посвященную Пушкину (что и было сделано), а также ассигновать средства на учреждение и содержание в Адмиралтейской и Казанской частях двух начальных училищ, «с тем чтобы поместить одно из них, если представится к тому возможность, в доме, где скончался А. С. Пушкин...».

Такая возможность, однако, не представилась. В начале 1887 года этот вопрос вновь поднял писатель Г. П. Данилевский, заявивший, что неплохо, если бы город выкупил дом на Мойке, 12, у его владельца. 2 февраля 1887 года этот вопрос обсуждался на общем собрании членов Литературного фонда, поддержавших эту идею. Письмо в поддержку подписали председатель фонда юрист Н. С. Таганцев, а также его члены, в их числе журналист Н. А. Лейкин, писатель Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, литературный критик С. А. Венгеров...

Воодушевившись поддержкой, Данилевский 5 февраля направил обращение городскому голове. В послании, в частности, говорилось: «Было бы полезно изыскать средства для приобретения в собственность города дома, в котором в последнее время жил и скончался Пушкин и, назвав его «Домом Пушкина», сосредоточить в нем те общественные, благотворительные учреждения, которые возникли ныне и могут возникнуть в будущем – в честь его имени».

Данилевский предлагал поместить в этом доме одну или две городские школы грамотности, рисовальную и музыкальную школы, бесплатную читальню и другие городские просветительные учреждения. А в комнате, где скончался Пушкин, устроить часовню. Городская дума, ознакомившись с этим вопросом, передала его на рассмотрение городской управы. 7 марта 1887 года представила следующее заключение: «Сочувствуя вполне мысли сохранить для потомства, в память великого русского поэта, последнее место, где он жил и скончался, тем не менее вынуждена признать, что осуществление столь симпатичного предложения в настоящее время положительно невозможно».

Главная причина отказа проекта, если сказать кратко: денег не хватает и на более насущные надобности. Поэтому управа предложила отложить осуществление до лучших времен. Тем более что, как выяснилось, владелец дома вовсе не хочет его продавать, а сдал его в долгосрочную аренду для размещения в нем Дворянского банка.

К вопросу о выкупе дома на Мойке, 12, в собственность города вернулись накануне столетия со дня рождения поэта. Еще в декабре 1898 года комиссия по народному образованию Городской думы высказалась так: «Этот день уже предназначено отпраздновать всею Россиею, а городу Петербургу в этом празднестве приличествует занять первенствующее место...». «Подкомиссия для разработки вопроса о праздновании» пришла к выводу, что «памятником великому русскому учителю, которого горько печалили «везде невежества жестокие следы», должен быть... народный школьный дом». И помещаться он должен непременно на Мойке, 12. «В этом доме представилась бы возможность поместить не одно многоклассное училище, но и другие городские учреждения с просветительным характером, как читальни, зал для народных чтений». Вопрос долго рассматривался в различных инстанциях, но осуществить задуманное так и не удалось. Первый музей на Мойке, 12, открылся только в феврале 1927 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5398) от 13.02.2015.


Комментарии