Лев Толстой для детей и взрослых

«Если ты читать не будешь, скоро грамоту забудешь!» – восклицал советский плакат рубежа 1920 – 1930-х годов. На самом деле ликвидация безграмотности началась гораздо раньше. Многое было сделано и во времена «великих реформ» Александра II.

Лев Толстой для детей и взрослых | Источник: sidorsan.ru

Источник: sidorsan.ru

Как раз в те годы произошло резкое увеличение читательской аудитории за счет мелких чиновников, приказчиков, рабочих, ремесленников, прислуги. Им требовалась и соответствующая их уровню литературная среда. Так зарождалась слава «самой читающей нации в мире». Благодаря усилиям органов местного самоуправления по распространению всеобщего начального образования в Петербурге к началу Первой мировой войны доля грамотных составляла до половины всего городского населения, а среди детей достигала 60%.

Чтобы горожане могли удовлетворить свою страсть к чтению, петербургское городское общественное управление пошло по пути устройства народных библиотек – «бесплатных читален». В 1887 году были открыты 1-я и 2-я читальни имени Пушкина, располагавшиеся на Звенигородской ул., 22, и Большой Ружейной ул. (ныне ул. Мира), 14. К 1914 году функционировало уже два десятка таких читален. Их книжный фонд формировался в соответствии с уровнем запросов читающей публики.

На 1914 год из общего числа 139 650 томов около 56% всех изданий приходилось на беллетристику, почти 8% – на книги по естествознанию и математике и 6% – на исторические произведения. Кстати, в некоторых библиотеках имелся даже первый том «Капитала» Карла Маркса.

Публике предоставлялся либо доступ в читальные залы, либо книги на дом (можно было заплатить вперед или под залог их стоимости). В 1914 году в читальные залы были записаны 41 044 человека, которые получили 370 726 книг. При этом почти 80% всей аудитории читальных залов составляли дети школьного возраста, причем на долю мальчиков приходилось 54% от всех посетителей. Шестая часть всех читателей являлась фабрично-заводскими рабочими, около 3% были представлены интеллигенцией.

Пик посещений читальных залов приходился на март – сентябрь, что вполне естественно для учащейся молодежи. Впрочем, она же активно брала книги на дом. Учащиеся составляли 53% среди берущих книги на дом, интеллигенция (преподаватели и служащие) – 18%, рабочие – 10%.

А вот литературные пристрастия и посетителей читальных залов, и тех, кто брал книги на дом, примерно совпадали. Наибольшим спросом пользовалась беллетристика, составлявшая от половины до двух третей выдаваемых изданий. Учащиеся низших учебных заведений, посещавшие читальные залы, предпочитали детскую литературу, представленную именами Андерсена, братьев Гримм, Петра Ершова и др. Однако наибольшую популярность среди детей снискали произведения Лидии Чарской, в частности, ее «Записки гимназистки».

Среди русской классики у детворы успехом пользовались произведения Пушкина, Гоголя и Жуковского, из зарубежной литературы – Жюля Верна, Майна Рида, Марка Твена и Фенимора Купера. Напротив, учащиеся средних и высших учебных заведений, а также взрослые предпочитали русскую классику, включая в свой круг чтения помимо указанных авторов Достоевского, Гончарова, Островского, Куприна. Как у детей, так и у взрослых особым успехом пользовались произведения Льва Толстого. Круг же зарубежных писателей у обеих категорий читателей был примерно схож.

На втором месте после беллетристики шли журналы и газеты. Что касается учебной и научной литературы, то ее спрашивали довольно редко. Исключение составляли лишь справочники, исторические произведения и описания путешествий, а также произведения по истории и критике литературы.

Андрей РУМЯНЦЕВ, кандидат исторических наук



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (5403) от 20.02.2015.


Комментарии