Сражались на земле и в небе

На Сестрорецком мемориале с воинскими почестями захоронили шестнадцать бойцов Великой Отечественной, обнаруженных в ходе поисковых работ. Событие стало заключительным аккордом «Вахты памяти-2014».

Сражались на земле и в небе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА<br>В артиллерийском полукапонире все выглядит почти так же, как было более 70 лет назад.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В артиллерийском полукапонире все выглядит почти так же, как было более 70 лет назад.

Четверо воинов — экипаж бомбардировщика ДБ-3, сбитого осенью 1941 года в Подмосковье. Командир экипажа — старший лейтенант Андрей Русов, штурман — младший лейтенант Константин Бокарев, стрелок-радист — сержант Александр Жаров, стрелок — младший сержант Николай Герчинов. Поисковики обнаружили останки летчиков вместе с обломками самолета. Отделить останки друг от друга было невозможно, поэтому и похоронили их вместе — так, как соединила их гибель...

Искали родственников всех четверых летчиков, но удалось найти только родных Андрея Русова. Живут они в Петербурге, и по их просьбе останки передали для захоронения в наш город.

— Мне было четыре года, когда папа ушел на фронт, — рассказала Ирина Ващилло, дочь Андрея Русова. — И я знаю о нем только со слов мамы и бабушки. Мы получили извещение, что он погиб 25 октября 1941 года под Малоярославцем.

Двое летчиков самолета Ил-2, захороненных на Сестрорецком мемориале вместе с экипажем Русова, пока остаются безымянными.

— Номерных данных самолета нет, поэтому определить имена летчиков пока невозможно, — пояснил поисковик Герман Сакс. — Они упали на территорию противника — на позицию финской артиллерийской батареи...

Десять безымянных пехотинцев, нашедших свой последний покой на Сестрорецком мемориале, погибли во время начала нашего наступления на Карельском перешейке 9 и 10 июня 1944 года. Их останки обнаружили недалеко от Белоострова у реки Сестры, возле дота «Миллионер».

После церемонии захоронения состоялось подведение поисковых итогов года. Вспоминали о том, что 25 лет назад в нашей стране прошла первая официальная «Вахта памяти». До этого поисковики существовали полулегально. Официально считалось, что непохороненных советских солдат нет.

— Поисковое движение было учреждено не сверху, а снизу, — подчеркивает руководитель объединения «Святой Георгий» Олег Алексеев. — Замечательно, что сегодня на самых верхах признано: это лучшая форма патриотического воспитания.

Для Георгия Стрельца, проводившего первую официальную «Вахту памяти» весной 1990 года на Невском пятачке, это место особое. Здесь он бывал еще подростком в середине 1960-х годов, когда казалось, что война была вчера. Отец, воевавший в этих местах, приезжал сюда рыбачить, а сын лазил по осыпавшимся окопам, по берегу, усеянному ржавым железом.

— Тут и там из песка торчали штыки, стволы винтовок, патроны, снаряды, валялись каски, противогазы, сапоги, — вспоминает Стрелец. — На одной из бывших переправ стоял легкий советский танк Т-26, подбитый огнем немецкой артиллерии. На башне еще были видны номер 018 и надпись «Чапаев», сделанная белой краской...

Все пространство пятачка было усеяно костями, но мало кто обращал на них внимание. Именно там, на Невском пятачке, в июне 1972 года Георгий Стрелец нашел первый медальон.

Погибший солдат, Алексей Минченков, был 1921 года рождения, призван из Смоленской области. Стрелец передал медальон в милицию — в надежде, что помогут найти родственников. Обещали помочь, но не получилось. Родных удалось найти только в этом году, спустя 42 года. В августе сын Алексея Минченкова, его внучка и правнучка приехали на Невский пятачок. Возложили цветы на место его гибели и на братскую могилу, где он был перезахоронен в 1990-м.

Поисковая работа продолжается, и конца ей не видно. Слишком много еще защитников Отечества до сих пор лежат в безымянных могилах. По предварительным данным на конец октября, в этом году в Ленинградской области были найдены останки 2230 бойцов Красной армии. Окончательное число найденных солдат станет известно к началу декабря, когда все отряды сдадут отчеты о проделанной работе.

Руководитель петербургского отделения «Поискового движения России» Илья Дюринский рассказал о состоявшемся недавно в Москве совещании с участием членов правительства по вопросам дальнейшего развития поискового дела. Говорили о необходимости захоронения останков всех непогребеннных воинов, о глобальной зачистке мест боев от боеприпасов. Очевидно, что без участия государства решить такую задачу невозможно.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5345) от 21.11.2014.


Комментарии