Соленый вкус победы

«Плен и возвращение» – так называется выставка в Музее политической истории (МПИР), посвященная одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны – судьбам военнопленных Красной армии.

Соленый вкус победы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Мы, как историки, хорошо понимаем, что у победы соленый вкус, – отмечает заведующий научно-выставочным отделом МПИР Александр Смирнов. – Музей уже не первый раз обращается к теме военнопленных. В нынешний юбилейный год, когда много говорится о подвигах и героизме, нам бы хотелось, чтобы не были забыты и те, кто не по своей воле оказался в плену. Собранные воедино документальные и мемуарные свидетельства дают яркую картину одной из самых страшных трагедий Второй мировой войны.

На открытии выставки много говорилось о восстановлении исторической справедливости. Принято считать, что в послевоенной Германии культивировалось чувство общего покаяния за военные преступления, совершенные нацистами во время войны. Однако даже при этом тема советских военнопленных оставалась в тени. И когда в 1990-х годах Германия начала выплачивать компенсации жертвам фашизма, советские военнопленные были забыты.

Исправить эту несправедливость решило общественное объединение «KONTAKTE-КОНТАКТЫ», созданное в 1990 году в Западном Берлине. После того как обращения в бундестаг ни к чему не привели, оно занялось сбором пожертвований в помощь бывшим пленным.

Как рассказал на открытии выставки основатель объединения Эберхард Радзувайт, из собранных пожертвований каждому выплатили символическую сумму в размере трехсот евро. Но это были не государственные, а народные деньги. В приложенных письмах указывалось: «Мы можем передать Вам лишь скромную денежную сумму. Это выражение нашего стыда за причиненную Вам несправедливость и знак уважения к Вам».

В ответных письмах многие ветераны делились своими воспоминаниями и о плене, и о послевоенной жизни. Чаще всего людям было действительно важно даже спустя столько лет услышать от нынешних немцев слова покаяния за своих соотечественников. Эти письма, а также уникальные документы из российских, белорусских и немецких архивов и стали основой передвижной выставки, развернутой в стенах МПИР. Проект поддержали российский фонд «Историческая память» и германский фонд «Память, ответственность и будущее».

– Мы перевели на немецкий язык более четырех тысяч писем бывших военнопленных. Многие из них были опубликованы, школьники изучают их на уроках истории, – сказал Радзувайт. По его словам, поначалу организаторы акции опасались негативной реакции тех, кто прошел германский плен. Но были удивлены добрым чувствам, с которыми те откликнулись. В воспоминаниях бывшие узники описывали не только ужасы и зверства, но и чрезвычайно редкие жесты участия и добросердечия, которые помогли им выжить...

Исследователи свидетельствуют: во время войны в немецкий плен попали свыше пяти миллионов бойцов Красной армии. Более половины погибли, а из тех, кто выжил, многие после возвращения на родину стали людьми «второго сорта», изгоями. Это в лучшем случае, а в худшем – получили «благодарность» в виде наших лагерей. Ведь сдача в плен приравнивалась в СССР к предательству. «Попав в безвыходную ситуацию, почему не застрелился?» – допрашивали сотрудники органов госбезопасности тех, кто вернулся на родину.

– Но ведь многие не по собственной вине попали в плен! – напоминает Александр Смирнов. – Об этом говорилось даже в постановлении ЦК КПСС в 1956 году, после переломного ХХ съезда партии. В документе признавалось, что по отношению к пленным были совершены серьезные нарушения, допущена несправедливость. И с того времени отношение государства к пленным стало меняться. Даже в музеях начали рассказывать о пленных, делая, правда, упор на их героическом поведении в неволе.

Создатели выставки не стали обходить стороной и скользкую тему коллаборационизма.

– Нет оправдания тем, кто с оружием в руках воевал против своих, против партизан и мирных жителей, – уверен Смирнов. – Но были и те, кто соглашался на сотрудничество, чтобы выжить, а потом искал любую возможность сбежать. У сотен тысяч красноармейцев, попавших в плен и оказавшихся на грани гибели, особого выбора не было: или умереть, или попытаться спастись...

От событий Второй мировой неизбежно перекидывается мостик в день сегодняшний.

– Очень важно, что, несмотря на нынешнюю непростую международную ситуацию, между русскими и немцами сохраняются добрые человеческие отношения, – говорит Эберхард Радзувайт.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5404) от 24.02.2015.


Комментарии