Зарплата на трудные времена

В конце декабря, как уже писала наша газета, было подписано трехстороннее соглашение о росте минимальной зарплаты в Ленинградской области. Скрепили его губернатор, представители профсоюзов и бизнеса. Одна из трех подписей принадлежит президенту регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области» (СПП) Валерию ИЗРАЙЛИТУ. Он прокомментировал нашему обозревателю документ и объяснил, за счет чего подписанты его исполнят.

Зарплата на трудные времена | ФОТО Pavel-Kubarkov /shutterstock.com

ФОТО Pavel-Kubarkov /shutterstock.com

– Валерий Соломонович, для чего вообще подписываются подобные соглашения?

– Власти, бизнесу и работникам в сложные для экономики времена необходимо искать точки соприкосновения, и в 2015 году придется делать это еще не раз. Понятно, что нынешний год будет непростым, но в Ленинградской области есть задел, который в определенном смысле сработает как подушка безопасности.


– Каковы основные постулаты документа?

– Главный – обозначен рост минимальной зарплаты в регионе. Пока она составляет 7450 рублей, но с 1 апреля 2015 года вырастет до 7600 рублей, а с 1 сентября – уже до 7800 рублей. Это без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Наше соглашение определяет основные условия сотрудничества между работниками и работодателями. Минимальная зарплата – это элемент социальной ответственности. С учетом непростой экономической ситуации документ рождался в спорах, в определенном смысле это продукт компромисса.

Мы ввели новшество. В других субъектах Федерации в размер минимальной зарплаты, обозначенной в подобных региональных соглашениях, включены разного рода надбавки. Мы же гарантируем зарплату, а не то, что может быть добавлено сверху, а может и нет. Кстати, Петербург в своем трехстороннем соглашении перенял наш принцип формирования минимальной зарплаты.


– Помимо минимальной зарплаты на что еще повлияет это соглашение?

– Сразу же после его подписания губернатор Александр Дрозденко изложил свою антикризисную программу. Ее ключевые положения – защита местных производителей при распределении госконтрактов, а также отстранение от закупок для области недобросовестных поставщиков. Глава региона обозначил и ряд законодательных инициатив.


– Как вы оцениваете эффективность подобных мер?

– Я согласен, что в системе закупок очень много бюрократизма. Губернатор предложил их частично упростить – в зависимости от суммы контракта. Например, если договор на сумму до 10 миллионов рублей, то будет самая легкая процедура. Этот вариант позволит включить потенциал малого бизнеса. Следующая градация – контракт до 50 миллионов – пройдет по более сложной процедуре. Здесь важно выбрать предприятия среднего бизнеса с хорошей репутацией и опытом исполнения обязательств по госзакупкам.

Но меня смутило предложение ввести в конкурсную документацию по крупным контрактам следующее условие: объем собственных средств или уставного капитала компании должен быть не меньше, чем объем обязательств по договору с государством. На мой взгляд, это вряд ли будет работать. Смотрите, что происходит сейчас: сплошь и рядом государство объявляет аукционы на заказы на сумму 1 – 2 миллиарда рублей. Предприятий с таким уставным капиталом не так много, значит, снижается конкуренция.


– Полно случаев, когда подрядчик вне зависимости от величины уставного капитала попросту исчезает или банкротится...

– На мой взгляд, от этого может защитить такая процедура: фирма, берущаяся за выполнение контракта, должна представить гарантию со стороны банка. Если поставщик

сорвет контракт, то банк покроет государству убыток. Поэтому банкиры никогда не дадут гарантию ненадежной конторе. Это эффективная и вполне рыночная мера.


– Кстати, губернатор предложил вернуть малому бизнесу возможность торговать подакцизными товарами (алкоголем, табачными изделиями). Как вы к этому относитесь?

– Я это решение поддерживаю. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подсчитал, что 100 тысяч малых торговых предприятий в стране может уйти с рынка из-за непродуманной «борьбы» за здоровье нации. Это ведь не просто лавочники – за каждым таким бизнесом стоят живые люди, которые получают зарплату, кормят свои семьи.


– Как вы оцениваете идею возможного субсидирования государством и регионами ставок по кредитам?

– Полезная идея. Но надо понимать, что если процент по кредиту включит ключевую ставку Центрального банка (17% годовых) плюс интерес коммерческого банка, то, сколько не субсидируй такой процент, предприятиям это не поможет. Государство все равно не будет покрывать все проценты по кредитам. Так что пока ключевая ставка не упадет, ситуация не изменится.


– Вы являетесь еще и председателем совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга». Что нас ждет в наступившем году в портовом хозяйстве?

– Несмотря на кризисные явления и экономические санкции, объем перевалки по портам вырос на 6% по стране. Неплохой результат. Но надо обратить внимание, за счет каких грузов получен данный результат. Экспорт: наливные, нефть, газ, уголь – да, вырос. Но по импорту есть существенное падение контейнерных и грузовых паромных перевозок (ро-ро), проектных грузов. В целом по отрасли, на мой взгляд, имеются ресурсы для развития даже при действующих санкциях.

Но все дается тяжело. Ставки высоки, доступность кредитов тоже снизилась. Это все затрудняет развитие – скорее надо говорить о выживании. Но порты не самое слабое звено в экономике. Это стабильный бизнес. Он меньше зависит от скачков валюты. Экспорт из России не уменьшится в натуральном объеме.

Необходимо снижать издержки. Речь не столько о контроле за зарплатами, сколько о повышении энергоэффективности. Чтобы решить эту проблему, необходимо внедрить современное оборудование. Для его покупки нужно привлекать капитал. А получить кредиты или инвестиции сейчас трудно – выходит, круг замкнулся...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5379) от 19.01.2015.


Комментарии