Высокая цена свободной ниши

По данным Петростата, индекс промышленного производства (ИПП) в северной столице по результатам первых двух месяцев 2015 года составил 90,7%. То есть индустрия сбавила обороты почти на 10% по сравнению с январем-февралем 2014-го. Дело ясное: кризис. Но вот что непонятно: как это ряд отраслей продемонстрировали рост, а многие предприятия смогли увеличить инвестиции.

 Высокая цена свободной ниши | Источник: top.rbc.ru

Источник: top.rbc.ru

Одной из самых оптимистичных отраслей считается пищепром. Например, на фоне разговоров о дорогих кредитах кондитерское объединение «Любимый край» собирается открыть новую фабрику. Первоначально запуск планировался еще в 2009 году, но из-за финансовых сложностей был отложен. Теперь час кондитеров настал.

«Пищевка действительно сейчас на волне, но не все фирмы могут этим воспользоваться, – считает гендиректор компании Дмитрий Байков. – Поздно думать о том, что делать в кризис, когда он уже наступил. Надо было готовиться заранее».

От мастеров съестных наук стараются не отстать знатоки информационных технологий (IT). «Наша компания появилась в прошлый кризис, поэтому нынешние сложности мы воспринимаем как возможность очередного скачка, – сказала заместитель гендиректора фирмы «IT Полюс» Ольга Яковенко. – По итогам года мы ожидаем рост 15 – 20%».

О том, что нам пора всецело переходить на собственное ПО, твердит Минкомсвязь. Все дело – в особенностях отрасли, считают сами программисты, ведь для IT неважно, на какого заказчика работать.

«Есть компании, которые в кризис сокращают IТ-службы, – заметила Яковенко. – Якобы эти структуры не приносят реального дохода. Но те, кто расчетливее, наоборот, стараются в сложные времена поддержать собственных программистов и системных интеграторов».

«Спрос на нашу продукцию в полтора раза превышает возможности производства, – констатирует генеральный директор «НПО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков. – Поэтому мы расширяемся и закупаем новое белорусское оборудование».

Не справляется с заказами и «Звезда-Энергетика», – производитель локальных электростанций. «У нас огромный портфель заказов, такого не было никогда», – говорит генеральный директор компании Николай Хаустов. Правда, связывает он это не с тем, что крупные заказчики в одночасье обратились к российским поставщикам. Истинная причина – одновременно «выстрелили» сразу несколько крупных проектов, среди которых и заказы для строительства газопровода «Сила Сибири».

«Это уже третий кризис, который переживает наше предприятие, – вспомнил коммерческий директор трубного завода «Икапласт» Денис Максимов. – Сейчас компания продает непрофильную недвижимость, а вырученные деньги вкладывает в прибыльные проекты. Конечно, рынок строительства сейчас сокращается, многие игроки с него уходят. Мы хотим занять освобождающиеся ниши».

Впрочем, даже у оптимистов есть немало поводов для грусти. «У многих наших покупателей появились проблемы с деньгами. Поэтому мы вынуждены закладывать большую стоимость риска в цену продукции, – продолжает Максимов. – Да и самой компании не так-то просто оказалось получить нужную сумму. В начале этого года мы запросили у одного банка небольшой кредит (2% от годового оборота) и получили предложение оформить его под сумасшедшие проценты. Это притом что у нас прекрасная кредитная история и других кредитов нет».

«В лучшие годы мы вкладывали 150 млн рублей в инвестиционные проекты, и нам это было по плечу, – отметил Николай Хаустов. – Потому что кредитные деньги стоили 8%, а сейчас – 20% годовых, что уже больно».

«Если вы работаете в сфере инжиниринга, то обязательно столкнетесь с кадровой проблемой, – сетует Сергей Цыбуков. – Специалистов по нашему узкому профилю вузы не готовят, поэтому компании перекупают их друг у друга. До тех пор пока эта проблема не будет решена системно, ни о каком серьезном стабильном росте говорить не приходится».

Сетуют предприниматели и на монополистов. «В прошлом году петербургский «Водоканал» принял новый технический регламент, под который не подпадала половина нашего ассортимента продукции, – объяснил Денис Максимов. – Что ж, нам пришлось модернизировать производство».

«Электроника – это та область, где импортозависимость превышает 90%, – резюмирует гендиректор компании «Светлана-Оптоэлектроника» Алексей Мохнаткин. – Без системных мер поддержки импортозамещения со стороны государства из такого положения никак не выйти. У нас на эту тему много говорят, но мало делают».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 066 (5439) от 15.04.2015.


Комментарии