Валютные бенефицианты

Практика ручного регулирования валютного рынка высшим руководством страны дала эффект: курс доллара опустился ниже отметки 60 рублей. Банкам пока не надо закупать для своих обменников пятизначные табло: за 100 рублей доллар и евро в этом году вряд ли перевалят. Тем не менее удорожание основных валют обязательно скажется на отечественной экономике – но как? Мы, простые потребители, затянем пояса – покупательная способность наших зарплат заметно снизится. Зато можно выделить как минимум семь категорий субъектов экономики, которым дешевый рубль рисует приятные перспективы.

Валютные бенефицианты | ФОТО FotograFFF/shutterstock.com

ФОТО FotograFFF/shutterstock.com

Первые в списке – биржевые спекулянты. В середине декабря у них была уникальная возможность обогатиться. Посудите сами: за день котировки акций крупнейших отечественных корпораций упали едва ли не на четверть, как в случае с «Башнефтью» (-24%). Ценные бумаги «Газпром нефти» подешевели на 11%, «Мобильных телесистем» – на 13%, компании «Полюс Золото» – на 12%, Сбербанка России – на 13%, «Сургутнефтегаза» – на 13% и 18% (в зависимости от вида акций), «ФСК ЕЭС» – на 17,4%.

Россия, таким образом, закрепила статус биржевого Клондайка для любителей обогащаться на скачках курсов акций и облигаций. Однако пугать детей фондовыми спекулянтами не надо: на биржах свободно обращаются небольшие пакеты акций системообразующих корпораций. Розничный спекулянт не сможет купить «Газпром» или иное российское достояние.

Вторые в реестре везунчиков – отечественные сырьевые компании. С ними все просто: продаешь на Запад нефть и газ за те же доллары и евро, что раньше, а рублей получаешь практически вдвое больше. При этом основные операционные расходы – зарплата персоналу, налоги, закупки сырья на внутреннем рынке и т. п. – в рублях. Цены на комплектующие и энергию, конечно, вырастут, но фора у сырьевиков есть.

Масштабы притока валюты внушительные. Один только «Газпром» в этом году планирует отправить в страны дальнего зарубежья 157 млрд кубометров газа по средней цене 350 долларов за 1 тысячу «кубов». Выручка, таким образом, составит почти 55 миллиардов долларов.

Третий бенефициант роста курса валют – государство, точнее – федеральный бюджет. Именно там аккумулируются основные подати, выплачиваемые сырьевиками, – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость (НДС) с товаров, ввезенных в Россию.

По данным Минфина на 1 ноября текущего года, три эти подати обеспечили 63,5% доходов федеральной казны. Чем выше курс валют – тем больше платят участники внешнеэкономической деятельности. Суммы здесь астрономические: НДПИ, НДС и пошлины в абсолютном исчислении составили 7,6 триллиона рублей. Для сравнения: сборы по налогу на прибыль – основа доходов казны российских регионов – достигли на ту же дату лишь 2 триллионов рублей. На все субъекты Федерации.

Четвертая категория игроков рынка, оказавшихся в выигрыше от роста валютных котировок, – отечественные банки. Есть гипотеза, что если бы ЦБ РФ не отпустил рубль в свободное плавание, население и бизнес массово бросились бы скупать доллары и евро, а у коммерческих банков попросту иссякли резервы.

Достаточно сопоставить две величины. На 1 октября 2014 года внешний долг российской банковской системы достиг 192 млрд долларов. Примерно в то же время Банк России провел опрос 30 крупнейших финансовых структур страны о размере чистого буфера иностранной валюты (разница между объемом ликвидных активов и обязательств). Выяснилось, что «на руках» российских банкиров было лишь 32 млрд долларов.

Почему так срочно гражданам и предприятиям потребовалась бы валюта? Да потому, что нефть на мировых рынках упала в цене ниже 60 долларов за баррель. А ведь даже далекий от макроэкономических реалий россиянин понимает: чем дешевле «черное золото», тем хуже будет жить страна. Слишком велик вклад сырьевых корпораций в экономику России.

В итоге Центробанк ушел от каждодневных продаж миллиардов долларов и евро на валютном рынке, курс рубля пошел вниз, но цель оказалась достигнута: отечественная банковская система была спасена. Помощь мегарегулятора коммерческим банкам России состояла из двух частей: либерализация валютного рынка и поддержка ликвидности. Еще в октябре ЦБ РФ ассигновал 50 миллиардов долларов отечественным банкам для поддержки ликвидности. И это далеко не последние вливания.

Пятая группа бенефициантов – российская крупная промышленность с относительно небольшой составляющей импорта в запчастях и оборудовании. Дорогие доллар и евро в следующем году сделают импортные товары неконкурентоспособными на внутреннем рынке – если, конечно, наши заводы и фабрики быстро переориентируют свою стратегию на полное обеспечение россиян.

Пока в это верится с трудом: по данным Росстата, в ноябре – впервые в уходящем году – индекс промышленного производства составил 99,6%. То есть заводы и фабрики страны выпустили на 0,4% меньше продукции, чем в ноябре 2013-го. Индустрия Петербурга – промышленного форпоста России – буксует уже не первый месяц. По свежим данным Петростата, в ноябре заводы северной столицы произвели почти на 8% меньше изделий, чем в ноябре 2013-го. Предприятия Ленинградской области снизили обороты на 7% в годовом исчислении. Будем надеяться, что в следующем году промышленные корпорации России изменят этот тренд.

Шестую строчку списка выигравших от роста валют занимает сетевая торговля. Не всем работникам прилавка улыбнется удача: выгоду получат монополисты с резервами – речь не столько о деньгах, сколько об административном ресурсе. Любой кризис торговые сети используют с выгодой, выживая менее оборотистых конкурентов. На первых порах экспансия потребует немалых вложений (даже крупные сети будут брать у банков кредиты на расширение – под более высокие проценты), зато позже окупится сполна. Побочным негативным эффектом этого процесса станет еще большее ущемление возможностей для малого бизнеса, 70% которого занято розничной торговлей.

Наконец, седьмая, самая любопытная категория выгодоприобретателей – иностранные инвесторы, успевшие вложить инвестиции в российские заводы и фабрики до введения санкций на поставку высокотехнологичного оборудования в нашу страну.

Можно выделить два подвида «везунчиков»:
а) производственные компании, выпускающие в России полуфабрикаты для отправки за рубеж. Применительно к нашему региону это могут быть деревообрабатывающие комбинаты, выпускающие пиломатериалы. Себестоимость их в валютном исчислении будет все ниже, а выручка – та же.

б) гиганты торговли, они будут действовать так же, как и их отечественные коллеги, – всеми силами расширять сеть. Благо из-за отсутствия крупных инвестпроектов иного рода государство, регионы и муниципалитеты с каждым днем будут все сговорчивее по части выделения земли под торгово-развлекательные центры и преференций.

Усилится также географическая дифференциация: у каждого региона России будет свой, соседский, зарубежный партнер. Для Дальнего Востока и Сибири – Китай, для Северо-Запада – финны и скандинавы, которые не хуже нас за много лет изучили особенности экономики России. «Соседские» инвесторы никуда не уйдут.

Кем же будем мы – простые потребители – на этом «валютном бенефисе»? Как нетрудно догадаться – только зрителями.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5370) от 26.12.2014.


Комментарии