За гранью грань

Что может стать любимым занятием врача по образованию, компьютерного графика и программиста по профессии? Ответ Александра Николенко — живопись. «Грани» — так назвал художник свою выставку в центре «StArtАкадемия» (ул. Ломоносова, 1).

За гранью грань |





Николенко выпустился из медицинского института с твердым намерением делать серьезную научную карьеру. Он стал научным сотрудником знаменитого Института мозга человека РАН. По собственным воспоминаниям, сутками засиживался в лаборатории за томографом.

Но в самом начале девяностых зарплата ученого не позволяла элементарно выживать. Александр занялся компьютерной графикой и анимацией, работал в изданиях, рассказывающих об Интернете, который тогда в России только начинался.

В 1999 году Николенко возглавил отдел новейших электронных технологий ГРМ. Для скорейшего продвижения проекта «Виртуальный мир Русского музея», которым руководил Николенко, надо было создать эффектную презентацию возможностей новых компьютерных, 3D- и мультимедиатехнологий. В том числе технологий виртуальной реальности, сделать интерактивным само музейное пространство.

Николенко говорит, что презентация, включающая цифровые репродукции двух картин Василия Поленова — «Бабушкин сад» и «Московский дворик», была создана за два месяца. Произведения подбирались не случайно. В этом уголке старой Москвы художник создавал картины и жил по соседству — из окон его дома открывался вид, который стал основой для знаменитого «Московского дворика». Зритель плавно «входит» в «Бабушкин сад», проходит через калитку в «Московский дворик» и, совершив круговой обзор, во время которого видит изображение дома, где жил художник, «выходит».

Потом был еще один «вход в живописное полотно». Команда Николенко взяла картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Федора Алексеева. Зритель «влетает» в картину, перед ним открывается вид набережных Невы в последние годы XVIII века, он совершает «облет» центра Петербурга и покидает виртуальное пространство. Со временем в памяти посетителей музея и тех, кто знаком с его мультимедийными проектами, с «входом в картину» стала ассоциироваться вся программа «Виртуальный мир Русского музея».

Позднее были другие проекты и другие музеи, но в последние годы Николенко стал рисовать рукой, а не мышкой, заинтересовался метафизическим реализмом. Изображая простые предметы, он передает зрителю ощущение пребывания на грани: овеществленного и чувственного, гармонии и диссонанса. Отсюда и название выставки.

В натюрморте «Арабика» рядом с кофейником и сахарницей помещена не кофейная чашка, а восточная пиала. Налицо диссонанс, но ритм картины требует именно такого, более спокойного, сосуда.

В «Равновесии» (на снимке) кроме обычных предметов для натюрморта — бутылки и бокала изображена курительная трубка. Очевидна отсылка к Магритту и его картине «Это не трубка» с изображением именно трубки. Мир современного человека становится еще неопределеннее, еще обманчивее, чем во времена бельгийского классика прошлого века.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5345) от 21.11.2014.


Комментарии