Юный Павел как начало саги

Выставку «Великий князь Павел Петрович» Русский музей развернул в Михайловском замке, построенном по заказу ПавлаI, в стенах которого несчастный император был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.

Юный Павел как начало саги | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка посвящена основателю и первому владельцу замка, но она не станет частью постоянной экспозиции. Это одна из страниц так называемой «Саги о Романовых», которую Русский музей собирается показать на этой площадке. Задуман сериал из десяти выставок. Организаторы намеренно отказались от хронологического принципа показа. Русский – музей художественный, а не исторический. Его задача представить коллекции, всякий раз выбирая поворот темы, интересный для зрителя и недоступный для других музейных собраний.

О трагической судьбе императора, который лишь в сорок два года взошел на престол, правил недолго и погиб от рук заговорщиков, выставки были не раз.

Новый проект рассказывает о детстве и ранней юности Павла, времени, когда формировались черты его характера. А они позволяют думать о нем, как о яркой личности: человеке, размышляющем о смысле существования, правде и искренности, собственной миссии, будущем... Все это сохранили архивные и литературные свидетельства. Вероятно, на выставке документы можно было воспроизвести в копиях. Но организаторы посчитали необходимым запросить подлинники, ауру которых невозможно чем-то компенсировать.

В проекте приняли участие Эрмитаж, Третьяковская галерея, музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», музеи Московского Кремля, Российская национальная библиотека, архивы и частные коллекционеры.

Каталог сделан необычно. В нем воспроизводятся художественные произведения и документы, но нет искусствоведческих статей. Вместо них отрывки из воспоминаний людей, на глазах у которых рос и взрослел будущий император. В этих воспоминаниях Павел предстает живым, веселым, умным, нежно относящимся к матери.

Общая тональность выставки доброжелательная, предполагающая свежий взгляд на человека, с именем которого связано много легенд и вымыслов.

Разумеется, особенно полно раскрыта изобразительная сторона темы. Портретов взрослого Павла до нас дошло несколько. Самый известный написан Степаном Щукиным. На нем Павел Петрович в треуголке с тростью в несколько вызывающей позе. Все привыкли представлять себе внешне малопривлекательного человека с сильно вздернутым носом. В детстве великого князя считали хорошеньким.

Портреты – документы времени, в них нет желания авторов польстить модели. Их писали крупные мастера, все, кто работал при русском дворе во второй половине ХVIII века: Лосенко, Рокотов, Стефано Торелли, Левицкий, Пьетро Ротари... Многие работы публиковались в монографических изданиях, посвященных художникам. На выставках они если и появлялись, то редко. С портретов на зрителя смотрит юный герой, обладающий привлекательными чертами лица и характера.

Впервые представлены некоторые произведения жанрово-исторического характера. В их числе групповой портрет Екатерины с Павлом и двумя внуками. Есть картина, на которой у карты Европы изображены Павел, император Иосиф II и король Фридрих II. Большое полотно неизвестного художника посвящено разделу Польши. Эти исторические документы эпохи экспонируются впервые. Стоит обратить внимание на картину Торелли из частного собрания, на которой Павел представляет Екатерине Второй свою невесту Софию Доротею, принцессу Вюртембергскую.

Следующая выставка цикла «Сага о Романовых» – «Птенцы гнезда Петрова» откроется в конце наступившего года. Для нее у Русского музея есть замечательный материал – портреты петровского времени. Подобная выставка была в 1973 году, с тех пор совершено много открытий.

В дальнейших планах музея выставка о Екатерине Второй.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5387) от 29.01.2015.


Комментарии