Воспарить над полом

Пе­тер­бург­ским жур­на­лис­там пред­ста­ви­лась ред­кая воз­мож­ность по­бы­вать в Ака­де­мии русс­ко­го ба­ле­та им. А. Я. Ва­га­но­вой. В пред­две­рии вы­бо­ров рек­то­ра Ни­ко­лай Цис­ка­рид­зе при­нял в сте­нах ста­рей­ше­го учеб­но­го за­ве­де­ния Пе­тер­бур­га за­мес­ти­те­ля пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва Оль­гу Го­ло­дец и за­одно от­чи­тал­ся о про­де­лан­ной ра­бо­те для чи­та­те­лей и зри­те­лей СМИ. Во­об­ще-то здесь сни­мать за­пре­ще­но, но в по­ряд­ке ис­клю­че­ния при­шлось раз­ре­шить — перед вы­бо­ра­ми все рав­но бу­дут про­сить до­ка­за­тель­ст­ва добро­со­вест­ной ра­бо­ты само­го ме­дий­но­го и. о. рек­то­ра в стра­не.

Воспарить над полом | ФО­ТО Дмит­рия СО­КО­ЛО­ВА.

ФО­ТО Дмит­рия СО­КО­ЛО­ВА.

Ре­зуль­та­ты вы­бо­ров бу­дут из­вест­ны 29 но­яб­ря. Со­труд­ни­ки ста­рей­ше­го ба­лет­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния, с ко­то­ры­ми до­ве­лось об­щать­ся, уве­ре­ны, что кон­ку­рен­тов у Ни­ко­лая Цис­ка­рид­зе, ско­рее все­го, не бу­дет. В те­че­ние го­да экс-со­лист Боль­шо­го те­ат­ра про­явил се­бя от­вет­ст­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем, за­бот­ли­вым, но тре­бо­ва­тель­ным пе­да­го­гом, пре­дан­ным свое­му де­лу. Страс­ти, раз­го­рев­шие­ся во­круг его кан­ди­да­ту­ры, утих­ли. Ока­за­лось, что сра­бо­тать­ся и най­ти вза­и­мо­по­ни­ма­ние со звез­дой не­слож­но, по­то­му что це­ли и же­ла­ния у всех об­щие: что­бы уче­ни­кам бы­ло хо­ро­шо. Во­пре­ки опа­се­ни­ям, зна­ме­ни­тый тан­цов­щик ни­ко­го не уво­лил, на­про­тив, стал за­клю­чать тру­до­вые до­го­во­ры на пять лет вмес­то при­ня­тых ра­нее го­до­вых кон­трак­тов.

«У ме­ня не бы­ло вре­ме­ни об­ра­щать вни­ма­ние на все, что го­во­ри­ли. Я при­шел и стал ра­бо­тать», — го­во­рил Ни­ко­лай Цис­ка­рид­зе, стоя на­про­тив стен­да с под­бор­кой фо­тогра­фий его пер­во­го вы­пус­ка — 2014 год как осо­бая стра­ни­ца в лич­ной ис­то­рии.

А ра­бо­ты в про­шлом го­ду бы­ло много. Пред­сто­я­ло за­вер­шить ре­монт, на­ча­тый к 275-ле­тию ака­де­мии, обес­пе­чить де­тей но­вой фор­мой для тан­цев и спор­тив­ных за­ня­тий (те­перь по цве­ту фор­мы мож­но от­ли­чить, в ка­ком клас­се уче­ник), ку­пить ков­ры, зер­ка­ла...

От­чет о про­де­лан­ной ра­бо­те Ни­ко­лая Цис­ка­рид­зе на­чал­ся в му­зее. По­ми­мо все­го про­че­го он по­про­сил об­ра­тить вни­ма­ние на ги­та­ру, этой осе­нью по­явив­шую­ся в му­зей­ной вит­ри­не. Ин­стру­мент, из­го­тов­лен­ный в XIX ве­ке, Джордж Ба­лан­чин ку­пил в Па­ри­же. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя он по­да­рил эту се­ми­струн­ную ги­та­ру Ми­хаи­лу Ба­рыш­ни­ко­ву, а тот, по­сколь­ку не уме­ет иг­рать на ги­та­ре, пере­да­рил свое­му дру­гу Анд­рею Куз­не­цо­ву-Вече­сло­ву, сы­ну ве­ли­кой ба­ле­ри­ны Та­тья­ны Вече­сло­вой. В честь юби­лея ака­де­мии тот пере­дал ее в дар «куз­ни­це ба­лет­ных кад­ров».

Пол­ный от­чет о до­сти­же­ни­ях за 275 лет де­я­тель­нос­ти ста­рей­ше­го ба­лет­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния стра­ны мож­но уви­деть на сте­нах, по­ка под­ни­ма­ешь­ся на вто­рой этаж, — пере­чис­ле­ны име­на всех ве­ли­ких вы­пуск­ни­ков.

Преж­де все­го жур­на­лис­тов за­ве­ли в ре­пе­ти­ци­он­ные за­лы. «Обо­ру­до­ва­ние по­да­ри­ли мои по­клон­ни­ки. Ко­неч­но, они по­мо­га­ют не лич­но мне, но во бла­го пе­тер­бург­ской ба­лет­ной шко­лы», — при­знал­ся Цис­ка­рид­зе и до­ба­вил, что за со­хра­не­ни­ем ос­нов сле­дят на­ши вы­даю­щие­ся пе­да­го­ги, их сло­во — за­кон.

Ре­монт, пра­во сло­во, сде­лан за­ме­ча­тель­но. И Оль­га Го­ло­дец со­гла­си­лась. Обе­ща­ла как-то ула­дить во­прос с за­ме­ной по­ла в боль­шом за­ле на верх­нем эта­же. «Здесь пол для за­ня­тий не го­дит­ся, но за­ме­нить его мы не мо­жем из-за осо­бен­нос­тей по­строй­ки», — объ­яс­нял Ни­ко­лай Цис­ка­рид­зе. Не дай бог, кто-ни­будь спотк­нет­ся!

Мы, про­стые смерт­ные, про­шли че­рез весь зал по полу, ка­жет­ся, иде­аль­но глад­ко­му и ров­но­му. Но нам спе­ци­фи­ку не по­нять, оче­вид­но, для сво­бод­но­го па­ре­ния нуж­но дру­гое по­кры­тие.

Осмот­ре­ли учеб­ный те­атр, где глав­ные ге­рои встре­­чи об­су­ди­ли глав­ную труд­ность ра­бо­ты с та­лан­тли­вы­ми деть­ми — очень жал­ко ис­клю­чать тех, кто по тем или иным пара­мет­рам не под­хо­дит, а та­кое пе­ри­о­ди­чес­ки слу­ча­ет­ся. «Ба­лет­ный мир жес­то­кий!» — кон­ста­ти­ро­вал факт Цис­ка­рид­зе.

По­зже че­рез ка­би­нет ре­ли­ги­оз­ной куль­ту­ры мы по­па­ли в храм — вос­пи­тан­ни­ки ре­гу­ляр­но по­се­ща­ют служ­бы. Ико­ны да­ри­ли зна­ме­ни­тые вы­пуск­ни­ки, на­при­мер, На­та­лья Ду­дин­ская, Олег Ви­ногра­дов. Здесь во­об­ще очень вни­ма­тель­но сле­дят за ду­хов­ным раз­ви­ти­ем уча­щих­ся. «Я лич­но каж­дую чет­верть про­ве­ряю пись­мен­ные за­да­ния по ис­то­рии ба­ле­та, те­ат­ра и му­зы­ки», — ска­зал Ни­ко­лай Мак­си­мо­вич. Мас­тер­ст­во, ук­реп­лен­ное зна­ни­ем. Та­лант, оду­хот­во­рен­ный ве­рой. Это глав­ные со­став­ляю­щие ус­пе­ха вы­пуск­ни­ков Ва­га­нов­ской ака­де­мии — ку­да бы их ни за­бро­си­ла судь­ба.

2Zvuchi-3.jpgНы­неш­ней осе­нью здесь го­то­вят­ся не толь­ко к вы­бо­рам рек­то­ра, но, по­жа­луй, еще ак­тив­нее к 110-ле­тию со дня рож­де­ния Ге­ор­гия Ба­лан­чи­вад­зе (Джорд­жа Ба­лан­чи­на). Бла­гот­во­ри­тель­ным ба­лет­ным фон­дом «От­кры­тый мир», со­здан­ным ба­ле­ри­ной Ека­те­ри­ной Щел­ка­но­вой, бы­ли вы­куп­ле­ны пра­ва на по­ста­нов­ку ба­ле­та «Ва­риа­ции на те­му «Рай­мон­ды» на му­зы­ку Алек­санд­ра Гла­зу­но­ва в хо­ре­огра­фии Ба­лан­чи­на. Как раз в день вы­бо­ров рек­то­ра своей аль­ма-ма­тер сту­ден­ты вы­пуск­но­го клас­са и вто­ро­курс­ни­ки ис­пол­нят этот ба­лет в Ми­хай­лов­ском те­ат­ре. В тот же ве­чер зри­те­ли уви­дят фраг­мент «Шко­ла тан­цев» из ба­ле­та «Кон­сер­ва­то­рия» датс­ко­го хо­ре­огра­фа Ав­гус­та Бур­нон­ви­ля на му­зы­ку Холь­ге­ра Па­ул­ли. Спе­ци­аль­но для этой по­ста­нов­ки Ни­ко­лай Цис­ка­рид­зе при­гла­сил в Ака­де­мию русс­ко­го ба­ле­та Ди­ну Бёрн Лар­сен, при­знан­но­го спе­ци­а­лис­та по на­сле­дию Ав­гус­та Бур­нон­ви­ля.

В одном из за­лов мы по­на­блю­да­ли за ре­пе­ти­цией — тан­цов­щи­ки бы­ли так ув­ле­че­ны за­ня­ти­ем, что не об­ра­ти­ли вни­ма­ние на при­це­лы фо­то­ка­мер.

А уже 24 но­яб­ря в рам­ках меж­ду­на­род­но­го фес­ти­ва­ля ис­кусств «Дя­ги­лев. P. S.» в Ва­га­нов­ской ака­де­мии от­кро­ет­ся вы­став­ка фо­тогра­фа По­ла Кол­ни­ка, со­здав­ше­го фо­тогра­фи­чес­кую ле­то­пись труп­пы «Нью-Йорк Си­ти Ба­лет», которую со­здал Джорд­ж Ба­лан­чи­н — вы­пуск­ни­к Пет­роград­ско­го ака­де­ми­чес­ко­го те­ат­раль­но­го (ба­лет­но­го) учи­ли­ща, ко­то­рое те­перь на­зы­ва­ет­ся Ака­де­мией русс­ко­го ба­ле­та.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5341) от 17.11.2014.


Комментарии