Штабные маневры

Давно было обещано, что полноценная музейная жизнь в Главном штабе начнется, когда Эрмитаж отметит 250-летие. Введение его в эксплуатацию проходило быстро, поэтапно, можно сказать, на глазах у публики.

Штабные маневры | ФОТО Александра ДРОЗДОВА<br>Современная архитектура деликатно вписалась в историческое пространство.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Современная архитектура деликатно вписалась в историческое пространство.

Все началось в 1988 году, когда половина здания, возведенного Росси на Дворцовой площади, была передана Эрмитажу. Вскоре там открылись первые выставки. Самая известная — «Под знаком Орла. Искусство ампира» — размещалась в бывшей квартире канцлера и министра иностранных дел Российской империи. В дальнейшем предстояла трудная задача — превратить плохо сохранившийся памятник в современный музей мирового уровня, при этом не нарушив историческую архитектуру.

Финансирование, а это 13 с половиной миллиардов рублей, удалось привлечь из средств федерального бюджета и займа Международного банка реконструкции и развития. Архитектурный конкурс выиграл проект мастерской «Студия-44» под условным названием «Новая большая анфилада». Воплотить его в жизнь выпало группе компаний «Интарсия».

Карл Росси проектировал, как сказали бы теперь, офисное здание, пусть и для высших государственных учреждений Российской империи. До революции в нем размещались министерства финансов, иностранных дел, а потом еще долго уживались разные советские учреждения и организации. Обследование показало — откладывать реставрацию нельзя. Здание за свою историю меняло предназначение, перестраивалось, не раз горело. Кровля протекала, стены намокали, фундамент разрушал плывун, дворы были завалены мусором. Росси забил много свай в основание сооружения, чем обеспечил запас прочности, позволивший Главному штабу дождаться реставрации. Строителям пришлось укреплять стены и своды, менять перекрытия, кровлю, стропила...

Перемещаясь по этажам едва ли не по кирпичикам перебранного строителями Восточного крыла, убеждаешься, насколько гениальное здание построил Росси. В нем нет одинаковых лестниц, много помещений неожиданной формы и интересных инженерных находок. Проектировщики и строители выполнили почти ювелирную ручную работу, принимая индивидуальное решение по каждому помещению.

Самым трудным было в старое тело здания-памятника вписать современную архитектуру. Идеологической основой проекта «Студии-44» стала модель исторического Эрмитажа. Постоянная экспозиция Главного штаба размещается в анфиладах, опоясывающих здание по периметру. Новая анфилада представляет собой залы, встроенные в поперечные корпуса архитектурного комплекса, и перекинутые между ними стеклянные мостики. Она предназначена для масштабных временных выставок. Разные варианты открытия и закрытия дверей и стен позволяют гибко менять экспозицию, изолировать каждый из залов-модулей и вновь объединять их в анфиладу. Сильное впечатление производит уходящая вдаль перспектива, когда все двери распахнуты.

Новая анфилада не прямая, а сужающаяся, что заложено в планировке здания, клином сходящегося к Дворцовой площади. С нее и начинается посещение музея, куда попасть можно по парадным лестницам-амфитеатрам из двух вестибюлей, расположенных в бывшем первом и пятом дворах Главного штаба.

Самая поражающая воображение часть комплекса — бывший пятый двор, он успел стать местом проведения не только музейных мероприятий. Атриум превращается в грандиозный зал, способный вместить много людей. На юридическом форуме там находились четыреста участников. Пространство атриума годится и для театральных постановок. Здесь показывали «Победу над солнцем» Крученых.

В атриуме видна система стеклянных крыш, которыми накрыты дворы, и стены внутренних дворов. Они сложной формы и светло-серого цвета. Это исторический цвет Главного штаба, хотя все привыкли к желтому, который появился в конце ХIХ века.

Реставрация исторических интерьеров Главного штаба — отдельная тема. Монументальную живопись выполняли замечательные мастера — Скотти, Виги, Торичелли, братья Додоновы. Она частично сохранилась на потолках, стенах, печах, но была в плохом состоянии. Реставраторы вернули или воссоздали в залах историческую отделку и цветовую гамму.

Главный штаб стал музейным комплексом Эрмитажа, предназначенным для произведений искусства ХIХ — ХХI веков. Он блестяще справился с таким грандиозным проектом, как «Манифеста 10».

Создана новая музейная система. Здания вдоль Невы — старая пинакотека, там размещается искусство старых мастеров. В Главном штабе — ХIХ — ХХI век и достаточно площадей для временных выставок.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.


Комментарии