Шкатулка с вариациями

«Гран-при» Михайловского театра» в этом году не вручали. Смотр учащихся хореографических училищ впервые заявил о своем существовании в 2009 году. Немало его участников стали впоследствии ведущими танцовщиками театров России. В этом сезоне вместо обычного смотра был представлен специальный проект: на сцене театра воспитанники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой исполнили балет Джорджа Баланчина «Вариации на тему «Раймонды», посвященный 110-летнему юбилею великого балетмейстера, окончившего Петроградское театральное балетное училище в 1921 году.

Шкатулка с вариациями | ФОТО предоставлено пресс-службой Академии русского балета им. А. Я. Вагановой<br>Юная балерина Рената Шакирова уже в прошлом сезоне участвовала в спектаклях Мариинского театра в Лондоне.

ФОТО предоставлено пресс-службой Академии русского балета им. А. Я. Вагановой
Юная балерина Рената Шакирова уже в прошлом сезоне участвовала в спектаклях Мариинского театра в Лондоне.

«Балет — это женщина». Кто бы спорил с утверждением Джорджа Баланчина? Как и сама «Раймонда», вариации на ее тему — царство балерин, хотя и для мужчины здесь приготовлена сложная партия. Избранный 29 ноября ректором Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе предвосхитил выступление своих подопечных несколькими словами о «Вариациях на тему «Раймонды». Он поставил перед старшеклассниками высокую планку — освоить новую для них хореографию Баланчина, подчеркнув, что на нашем континенте (ни в Европе, ни в России) этот балет никогда не ставился.

Инициатором постановки стал международный благотворительный фонд «Открытый мир», основанный в 2011 году выпускницей Вагановского училища Екатериной Щелкановой, которая на протяжении многих лет была солисткой Театра американского балета. Балетмейстером-постановщиком стала Дарла Хувер, педагогом которой в свое время была знаменитая русская балерина Александра Данилова, а на выпускном спектакле мисс Хувер танцевала главную партию в балете Баланчина «Вариации на тему «Раймонды». Впервые американская публика увидела этот балет в 1961 году, а советские зрители — год спустя во время гастролей труппы Баланчина в СССР.

«Вариации на тему «Раймонды» — это шкатулка с драгоценностями. В ней — пленительные вальсы кордебалета, лирический дуэт, в котором Ника Цвихтария и Евгений Кузнецов продемонстрировали подлинную танцевальную академичность. И семь женских вариаций, различных по технике, настроению, виртуозности, — россыпь жемчужин, таинственно мерцающих в бесконечно меняющемся рисунке танца.

Среди танцовщиц следует прежде всего выделить Ренату Шакирову, обладающую блистательной техникой, элегантным совершенством формы. Тревожной трепетностью окутала свою вариацию Анастасия Лукина...

Публика была в восторге: воспитанники alma mater Джорджа Баланчина продолжат жизнь его «Вариаций» на петербургской сцене.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5351) от 01.12.2014.


Комментарии