1 октября 2014, Среда
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ОБЩЕСТВО

Выпуск  № 120  от  04.07.2007
Красная Поляна,
белые папахи

Юрий ТРЕФИЛОВ

Разговаривая с жителями этого уголка Северного Кавказа, я несколько раз оговорился: «Сосновая Поляна».
Собеседники вежливо выслушали, а в конце разговора все же поправили:
– Это у вас в Питере Сосновая Поляна. А у нас – Красная Поляна, которая ждет Олимпийские игры. А вот то, что она исторически связана с Петербургом, – это факт неоспоримый.

В гостях у медовеев

– Еще 170 лет назад офицер царской армии барон Торнау, облачившись в одеяние горцев, одолел Главный Кавказский хребет со стороны Кубани и прошел долиной рек Ачипсе и Мзымта, где сегодня расположены строения Красной Поляны, – поясняет мне коренной краснополянец Борис Цхамария, родившийся здесь 81 год назад.

В семье Цхамария были пятеро детей. Одна из трех сестер, которой недавно исполнилось 87 лет, как и Борис Дмитриевич, всю жизнь проработала в средней школе № 65. Они и музей краеведческий на базе школы создавали. Восемнадцать тысяч экспонатов хранится в этой сокровищнице Северного Кавказа. От зарисовок развалин древних крепостей горцев, которые штурмовали римляне, до личных вещей советских горных стрелков, наводивших ужас на солдат из фашистского «Эдельвейса». Об этом подробно написал в своей книге «Фронт под облаками» командир 105-го горного отряда Михаил Бобров, почетный гражданин Петербурга.

– Вот что писал в своих «Воспоминаниях кавказского офицера» барон Торнау, – говорит Борис Дмитриевич, останавливаясь у одной из экспозиций. – Слушайте: «Кавказ богат красотами природы, но я помню мало мест, которые могли бы равняться по живописному виду с долиной Мзымты... Здесь живут черкесские семьи псоу, ачипсоу, айбога, чужгуча, известные общим именем медовеев. Они не богаты скотом, мало имеют пахотной земли, но зато пользуются изобилием фруктов: персиков, абрикосов, груш, яблок, превосходящих величиной и сочностью все подобные плоды, которые можно найти на берегу Черного моря...».

А вот яркая страница истории, связанная непосредственно с аулом Ачипсоу и поляной Кбаадэ (читай: Красная Поляна). Именно здесь, куда с четырех сторон вошли отряды российских войск, был положен конец кавказской войне, продолжавшейся сорок с лишним лет начиная с 1817 года. 2 июня 1864 года перед войсками отслужили молебен и зачитали приказ главнокомандующего армией о завершении этой войны. На поляне Кбаадэ было заложено небольшое селение, которое по просьбе командиров отрядов назвали Романовском, именовали его и Царской Поляной.

– Нынешнее название «придумали» греки – переселенцы из Ставрополья, – продолжает Борис Цхамария. – Когда они вышли на перевал Псеашхо, перед ними открылась долина в ярко-красных цветах осеннего папоротника, скумпии и черешен. Кто-то обронил: «Какое чудо – красная поляна». На дворе был 1878 год. Спустя восемь лет в шести километрах от греков разбили свои участки безземельные эстонцы, образовав селение Эсто-Садок, живой и здравствующий по сей день.

Историки свидетельствуют: этим чудо-уголком природы, над которым даже летом сверкают белоснежные папахи снегов на пиках вершин, заинтересовался император России. Петербургские инженеры во главе с профессором В. К. Константиновым спешно начали в 1898 году строить шоссейную дорогу от форта Адлер к Красной Поляне, которую государственная комиссия уже тогда признала «ценной, обладающей замечательной ключевой водой, множеством минеральных источников, горными лесами, богатыми зверем».

Президентская дорога

– Я вам покажу новую дорогу на Красную Поляну, – приглашает Александр Колпаков, усаживаясь за руль своей машины. Он коренной житель Адлера, мой давний приятель. – Дорогу эту автомобилисты назвали Путинской. А вот почему, вы сейчас узнаете.

Машина стремительно берет вправо и вписывается в колонну легковушек, следующих в сторону гор.

– Чувствуете, не асфальт, а бархат постелили дорожники, – улыбается Колпаков, нажимая на газ. – Ни рытвинки тебе, ни ухабов, как прежде было. А вот вам и первый олимпийский объект – новый аэропорт.

Справа, поражая архитектурными формами, проплыли корпуса из стекла и бетона, к которым выдвинулись нарядные телескопические трапы. Удобно разместились автостоянки, въезды и выезды выполнены грамотно, с тем чтобы они не пересекались с соседними магистралями.

Вдоль дороги замелькали опрятные строения, жилые дома с верандами, балконами, яркими палисадниками, литыми оградами.

А вот и село Монастырь. Белые домики, подпорные стенки под кручами скал. Справа гостеприимно распахнулась обзорная площадка, с которой открывается завораживающая перспектива снежных вершин, кущи лесов на склонах, а внизу рвется к морю, ворочая камни, стремительная Мзымта.

– А вы говорите Швейцария там какая-то, Куршевель, – рассуждает Александр Колпаков. – Вот где настоящая красота!

– Вот здесь еще года три назад автобус «ПАЗик» уходил в сторону Мзымты, над которой к ущелью «приклеилась» старая дорога, – вспоминаю я.

– Да, это была еще Константиновская дорога, построенная инженерами Петербурга, – уточняет водитель. – Я все удивлялся, как на краю пропасти держалась высоковольтная опора. На одном булыжнике с божьей помощью стояла.

– Водители друг дружку пропускали, едва сунув нос за крутой поворот, – говорю я. – А на крыше автобусов были установлены экраны из стальной сетки. Ловушки для обоюдоострых осколков скал и камнепадов. А сколько аварий и трагедий тут было!

– Все позади! И поворот остался где-то правее нас. А мы, глядите, въезжаем в безопасный тоннель. Две тысячи триста пятьдесят метров пробили сквозь скалы проходчики «Тоннельдорстроя». Чудо!

Тоннель на четыре полосы движения. Разделительный барьер безопасности, слева, справа заезды для аварийного транспорта, телефоны-автоматы, посты МЧС... По своду – две световые дорожки, отлично освещающие дорогу. Строили тоннель еще со времен советской власти и продолжали бы по сей день. Но на долгострой вдруг обратил внимание Владимир Путин. И важнейший транспортный объект в скальных породах закончили в мгновение ока. Да к тому же проложили еще четыре подобных тоннеля протяженностью по 400 – 500 метров. С тем чтобы выпрямить старую Константиновскую дорогу, построенную петербуржцами еще в XIX веке.

...Неожиданно перед нами распахивается широкая зеленая долина. Замелькали новенькие стальные опоры высоковольтной линии электропередачи.

– Это новая Краснополянская гидроэлектростанция, – поясняет Колпаков. – Мощностей хватит и на поселок, и на все олимпийские объекты. ГЭС, между прочим, тоже объект олимпийский! Тянется новый газопровод, прокладываются другие системы инженерно-коммунальной инфраструктуры. На радость краснополянцам, для удобства горнолыжников и отдыхающих на горном курорте.

– Теперь взгляните на другое олимпийское чудо из стекла и бетона, – притормаживает Александр у площадки, где размещен оригинальный архитектурный комплекс. Это вертодром. Аэропорт для вертолетов. Основан он был еще в прошлом веке, когда из Адлера в Красную Поляну можно было на вертолете добраться, заплатив за билет всего шесть рублей. В 1990-е годы вертодром растащили по дворам. И вот теперь здесь современный комплекс, способный в час обслуживать десятки вертолетов. Для этого есть все необходимое.

Горная карусель

Машина тормозит у металлической изгороди, за которой начинается новейшая канатная дорога к вершине горы Аибга (одна из трех заснеженных пирамид). У канатки установлена памятная доска: «Основание фундамента колонны первой очереди гондольной канатной дороги горно-спортивного комплекса «Карусель» заложено 8 октября 2004 года в Красной Поляне»...

Через два года «Карусель» французского производства уже сдали в обкатку. Президент России Владимир Путин первым испытал ее. В пластмассовой гондоле, напоминающей прозрачное яйцо, – полукругом сиденья на шесть человек. Для лыж и прочего горного снаряжения с внешней стороны оборудованы специальные ячейки. Так что садись в гондолу, любуйся окружающей природой, а канатка поднимет тебя в считанные минуты на 1480 метров.

– Помимо этой канатки к «трем пирамидам» уже прокладываются сквозь леса еще две «Карусели» на расстоянии до двух километров от этой, – комментирует мой следующий собеседник начальник комплекса Александр Тобиаш. – Все они будут соединены, вокруг и разместятся все объекты горно-спортивного назначения.

Тобиаш приглашает в белоснежный нарядный шатер, где размещены карты, схемы, фотографии, дающие представление о завтрашнем дне Красной Поляны. И как олимпийской столицы, и как лучшего отечественного горного курорта. На плане Олимпийского парка более восьмидесяти объектов. Практически половина из них связана с зимними видами спорта.

– Причем все это будет работать, интенсивно эксплуатироваться практически круглый год, – уточняет вошедший в олимпийский павильон глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев (как выяснилось, частый проверяющий в Красной Поляне). – Ведь здесь 365 дней в году можно и кататься, и купаться. Полчаса езды по современной трассе – и берег Черного моря... Благодаря развернувшейся подготовке к Олимпиаде-2014 о Красной Поляне, Сочи, Краснодарском крае узнали во всех уголках мира. И у нас появилось много друзей за рубежом.

Сочи вновь становится столицей российских курортов, куда люди едут не только для того чтобы отдохнуть, но и подлечиться. В этом году, в частности, здешние здравницы примут 6 млн человек, что почти вдвое больше, чем в 2006-м. Россияне «наелись» Турцией, Египтом, Болгарией. А подлечиться все же спешат в Сочи. Как тут не посетить Красную Поляну.

Перед тем как подняться к белым папахам ее вершин, я встретился с Владимиром Козликиным, который десять последних лет был главой администрации Красной Поляны. Его дедушка был в свое время первым председателем местного колхоза.

– Бывшая деревушка, грязная, неухоженная, преображается на глазах, – говорит Владимир Николаевич. – Деньги на развитие раньше как манную кашу размазывали по тарелке. Сейчас все меняется с разительной быстротой.

Действительно, строители здесь уже размахнулись вовсю. Владимир Козликин представляет в Красной Поляне питерскую компанию «Газпроминвестарена».

...Поднявшись пешком вдоль канатно-кресельной дороги к заснеженной Аибге, я думал, что останусь без ног. Но увиденное и чудесная горная вода вдохнули такую энергию, что я едва не бегом спускался вниз, восхищаясь новым строительством объектов, претендующих на Олимпиаду-2014.

Так что, каковым бы ни было сегодняшнее решение МОК в Гватемале, вся история с Красной Поляной в любом случае пойдет только на пользу имиджу России, перспективам сочинского региона. Популярность горнолыжного курорта в Красной Поляне сегодня перешагнула национальные границы.

В связи с этим самое время напомнить недавнее выступление председателя Комитета Госдумы по физкультуре, спорту и делам молодежи Владислава Третьяка:

– Город Сочи может стать в ближайшем будущем спортивной столицей России, где можно будет круглосуточно проводить сборы и подготовку отечественных спортсменов по всем видам спорта. Нигде в мире нет такого перепада высот, чтобы проводить тренировки в любое время года. У Сочи появится возможность привлекать спортсменов со всего мира.

Красная Поляна – Санкт-Петербург

ФОТО АВТОРА


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ

Сергей  20.04.2011 15:47
Билет на вертолет до Красной Поляны стоил НЕ ШЕСТЬ рублей, Один рубль, 40 копеек
Житель Адлера 


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru